Учебный план АОП ДО для обучающихся с ТНР 2023-2024 учебный год

Пояснительная записка
к учебному плану
адаптированной образовательной программы МБДОУ №32 г. Азова
2023-2024 учебный год.

1. Нормативное обеспечение учебного плана.
Учебный план МБДОУ №32 г. Азова является нормативным документом, который
регламентирует организацию образовательного процесса в группах компенсирующей
и
комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и составлен в
соответствии:
1. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года №28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования
к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
2. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года №2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (гл. VI. "Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы
организация воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи")
3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №
1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования», гл.2 «Требования к структуре образовательной программы дошкольного
образования и ее объему»
4. Приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам дошкольного образования»;
5. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 N16 "Об
утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП
3.1/2.4.3598-20 "Санитарно
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
6. Адаптированной образовательной программой МБДОУ №32 г. Азова для детей с тяжелыми
нарушениями речи от 5 до 7 лет.
В группе компенсирующей, комбинированной
направленности для детей с ТНР
коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является
выравнивание речевого и психофизического развития детей.
Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные
учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством
учителя - логопеда занимаются коррекционно - развивающей работой, участвуют в исправлении
речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Воспитатели,
музыкальный
руководитель,
осуществляют
все
мероприятия,
предусмотренные Программой, занимаются физическим,
социально-коммуникативным,
познавательным, речевым, художественно-эстетическим развитием детей
Основными видами деятельности при реализации Программы являются речевая,
коммуникативная и игровая, а основной формой работы с детьми – коррекционно-развивающее
занятие.
Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а

другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в
соответствии с рекомендациями учителя - логопеда.
В работе по образовательной области «Познавательное развитие» участвуют воспитатели,
педагог-психолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог руководит работой по сенсорному
развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию
воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы, а
воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации,
формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях,
объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете
Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Учитель-логопед подключается к этой деятельности и помогает воспитателям выбрать
адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей
каждого ребенка с ОНР и этапа коррекционной работы.
Основными специалистами в области «Социально-коммуникативное развитие» выступают
воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные специалисты и родители
дошкольников подключаются к их работе.
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие
воспитатели, музыкальный руководитель и учитель - логопед, берущий на себя часть работы по
подготовке занятий логопедической ритмикой.
Работу в образовательных области «Физическое развитие» осуществляют воспитатели и
инструктор по ФИЗО при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей
дошкольников.
Особенности организации коррекционно-развивающей работы.
Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями
речи (общим недоразвитием речи) начинается первого сентября, длится десять месяцев (до
первого июля) и условно делится на три периода:
- I период — сентябрь, октябрь, ноябрь
- II период — декабрь, январь, февраль
- III период — март, апрель, май
Как правило, сентябрь отводится всеми специалистами для углубленной педагогической
диагностики индивидуального развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми,
совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения всеми
специалистами группы рабочих программ, корректировки основной адаптированной
образовательной программы.
На работу с одной подгруппой детей в старшей группе отводится 20 минут, в
подготовительной к школе группе - 25 минут.
В четверг и пятницу логопед проводит только индивидуальную работу с детьми во второй
половине дня или индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителей или
консультирование родителей во второй половине дня; этот же день отводится для совместных
приемов с психологом.
Среда удобна для проведения занятий логопедической ритмикой музыкальным
руководителем и учителем-логопедом.
Вечерние приемы родителей по четвергам логопед назначает по мере необходимости, но
не чаще, чем два раза в месяц. Все остальное время в сетке работы учителя-логопеда во всех
возрастных группах занимает индивидуальная работа с детьми.
Продолжительность организованной образовательной деятельности в логопедической
группе сокращенная, по сравнению с группами общеразвивающей направленности.
Это делается для того, чтобы не допустить переутомления и дезадаптации детей, так как в сетке
логопедической группы больше видов работы с детьми; в логопедической группе работает
большее количество специалистов, чем в массовой группе, а превышение недельной нагрузки на

ребенка недопустимо.
В середине учебного года, с 01.01 по 11.01, в группах компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи устраиваются зимние каникулы, а в последнюю неделю
марта — весенние каникулы.
Если на этот период выпадают рабочие дни, то в эти дни всеми специалистами проводится
только индивидуальная работа с детьми, кроме того все специалисты принимают участие в
совместной деятельности с детьми, организуют игровую деятельность дошкольников, обязательно
проводятся музыкальные, физкультурные и логоритмические занятия.
Так же организуется коррекционно-развивающая работа и в июне при переходе детского
сада на летний режим работы.
В связи с тем, что в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи проводится индивидуальная работа логопеда с детьми во время утренней
прогулки, необходимо восполнить время прогулки, потраченное каждым ребенком на
индивидуальное занятие, и для этого обеспечить более ранний выход детей (на 10— 15 минут) на
вечернюю прогулку по сравнению с массовыми группами.
В старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями
речи с октября по май (включительно) проводится в неделю 17 подгрупповых и групповых
занятий продолжительностью 20 минут, по 2 индивидуальных занятия с учителем- логопедом и
воспитателями для каждого ребенка, что не превышает рекомендованную САНПИН недельную
нагрузку. Индивидуальные занятия не включаются в сетку занятий
В подготовительной к школе группе компенсирующей для детей с тяжелыми
нарушениями речи проводится в неделю 18 коррекционно-развивающих подгрупповых,
групповых, интегрированных занятий продолжительностью 25 минут, по 2 индивидуальных
занятия с учителем-логопедом и воспитателями для каждого ребенка, что не превышает
допустимой недельной нагрузки, рекомендованной САНПИН. Индивидуальные занятия с
учителем- логопедом и воспитателями в сетку занятий не включаются.
В учебном плане предусмотрены дополнительные совместные мероприятия педагога с
детьми, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях,
позволяющие более полно реализовать вариативное обучение и усилить дошкольный компонент
через занятия по выбору.
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки по реализации
дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет в
группах компенсирующей направленности - не более 1 раза в неделю (из-за увеличения
образовательной нагрузки за счет проведения коррекционной работы)
Количество занятий по дополнительному образованию в учебном плане определено на 1 ребенка.

Учебный план на 2023-2024 учебный год
Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР
Образовательная
область

Базовый вид деятельности

Физическое развитие
Познавательное
развитие

Речевое развитие
Художественноэстетическое развитие

Социально
коммуникативное
развитие
Коррекционная работа

Физическая культура

Возраст/
количество занятий

Возраст/
количество занятий

5 -6 лет

6 -7 лет

неделя
3

Формирование элементарных математических представлений
Развитие познавательно - исследовательской деятельности
Приобщение к социокультурным ценностям
Ознакомление с миром природы
Сенсорное развитие, развитие психофизических функций
Развитие речи
Подготовка к обучению грамоте
Рисование
Лепка

1
1

Аппликация
Музыка

1

1
1
1
1
2

год
96

неделя

32
32

2
1

3

в сетку занятий не входит
32
1
32
1
32
1
1
32
32
1
64
2

год
96

инструктор по ФИЗО

64
32

воспитатель
воспитатель

32
32
32
32
32
64

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание Интеграция с другими образовательными областями +
Ребенок в семье и обществе, патриотическое воспитание образовательная деятельность, осуществляемая в ходе
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание режимных моментов, в совместной и самостоятельной
игровой деятельности
Формирование основ безопасности
Логопедическое занятие (фронтальное, подгрупповое)
3
96
3
96
Лого ритмика
1
32
32
1
Индивидуальные занятия (в сетку занятий не входит)
Индивидуальные занятия (в сетку занятий не входит)

Дополнительное образование Умелые пальчики
Итого:
Продолжительность 1 периода организованной образовательной деятельности
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в день
Продолжительность непрерывной образовательной деятельности
1 половина дня
2 половина дня

2
3
1
17

по
10 минут
512
20 минут
1 час
40 минут
20минут

2
3
1
18

Кто проводит

по
10 минут
544

25 минут
1ч 40мин
1 час 15 минут
25 минут

педагог- психолог
воспитатель
воспитатель
воспитатель
воспитатель
музыкальный
руководитель
воспитатель

учитель-логопед
музыкальный
руководитель
учитель-логопед
воспитатель
воспитатель

Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности
Базовый вид деятельности

группа старшего возраста
от 5 до 6 лет

группа старшего возраста
от 6 до 7 лет

ежедневно
в совместной образовательной
деятельности

ежедневно
в совместной образовательной
деятельности

1 раз в неделю
ежедневно

1 раз в неделю
ежедневно

Общение (ситуативные беседы) при проведении режимных моментов

ежедневно

ежедневно

Дежурство

ежедневно

ежедневно

Чтение художественной литературы

Конструктивно-модельная деятельность
Игровая деятельность

Прогулки

ежедневно
2 раза в день
Самостоятельная деятельность детей

ежедневно
2 раза в день

Самостоятельная игра

ежедневно

ежедневно

Познавательно-исследовательская деятельность

ежедневно

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития

ежедневно

ежедневно

Оздоровительная работа
Утренняя гимнастика
Комплексы закаливающих процедур

Гигиенические процедуры

ежедневно 8-10 минут

ежедневно 10-12 минут

ежедневно
ежедневно

ежедневно
ежедневно


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».