положение о группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020г. №28 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021г. №2 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»;
• Письмо Минобразования РФ от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических
требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в
организованных формах обучения»;
• Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 г № 191 «О продолжительности
рабочего времени (норме часов педагогической работы на ставку заработной платы)
педагогических работников»;
• Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 июня 2013 г № ИР-535/07 «О
коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
• Устав МБДОУ;
• Должностные инструкции учителя-логопеда, воспитателя, помощника воспитателя.
1. Порядок приёма в группы компенсирующей направленности для детей с
тяжёлым
нарушением речи
1.1. Группа формируется из детей 5-7 лет, имеющих тяжёлые нарушения речи.
1.2. Комплектование групп детьми осуществляется на основании заключения
психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) и только с согласия
родителей.
1.3. Длительность пребывания ребенка в группе зависит от структуры речевого
дефекта. Для продолжения срока пребывания необходимо заключение ППК дошкольного
учреждения.
Подготовкой документации для ПМПК занимается учитель-логопед, педагогпсихолог МБДОУ, воспитатель группы совместно с родителями или лицами их
заменяющими, в соответствии с требованиями ПМПК.
2.5. Наполняемость группы зависит от структуры речевого дефекта: для детей с
тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) - 12 человек.
2. Организация деятельности группы компенсирующей направленности для детей с
тяжёлыми нарушениями речи
2.1. Группа является структурной единицей МБДОУ.
2.2. Группа функционирует 5 дней в неделю с 12 часовым пребыванием детей.
2.3. Режим работы группы с 7.00 до 19.00.
Учебный период - с 1 сентября по 30 июня.
2.4. Группа обеспечивается специальным помещением, оборудованием и
пособиями в соответствии с возрастом детей, учётом речевого развития детей и
требований СанПиНа.
2.5. Коррекционно-педагогическую помощь детям с нарушениями речевого
развития оказывают учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель,
инструктор по физическому развитию, воспитатели группы.
2.6. Распорядок дня обучающихся группы устанавливается с учётом требований
Адаптированной основной образовательной программы и рекомендаций СанПиНа.
2.7. Планирование всего объема работы определяется целями и задачами
коррекционно-развивающей деятельности в соответствии с требованиями адаптированной
основной образовательной программой (далее - АООП) с учётом рекомендаций СанПиНа.

3. Образовательная деятельность в группе компенсирующей направленности для
детей с тяжёлыми нарушениями речи
3.1. Содержание образовательной деятельности в группе определяется: АООП
для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
3.2. Организация образовательного процесса в группах регламентируется учебным
планом, расписанием занятий, перспективными планами, режимом работы.
3.3. Основными организационными формами работы в группе являются:
подгрупповые и индивидуальные занятия или занятия малыми подгруппами.
3.4. Подгрупповые и индивидуальные коррекционные занятия проводятся с
учетом режима работы образовательного учреждения и психофизических особенностей
развития детей дошкольного возраста.
3.5. Количество и периодичность индивидуальных коррекционных занятий
зависит от степени тяжёсти речевого развития ребёнка. Дети, имеющие более сложные
нарушения, посещают индивидуальные занятия по решению учителя-логопеда до 3-4 раз в
неделю.
3.6. Подгрупповые занятия проводятся в соответствии с Рабочей программой
педагога и специалиста.
3.7. Диагностика уровня развития детей осуществляется 2 раза в год (сентябрь,
июнь).
3.8. В обязанности воспитателя группы входит выполнение требований, а также
решение коррекционных задач в соответствии с АООП.
3.9. Воспитатель группы выполняет задания учителя-логопеда по закреплению
отрабатываемых на коррекционных занятиях навыков во время коррекционного часа
после дневного сна, в регламентированных и нерегламентированных видах деятельности.
4. Формы учёта деятельности учителя-логопеда
4.1. Перечень основной документации учителя-логопеда:
• положение о работе группы компенсирующей направленности для детей с
тяжёлыми нарушениями речи;
• расписание занятий компенсирующей группы.
• циклограмма работы учителя-логопеда.
• журнал учета посещаемости детьми учителя-логопеда.
• речевая карта ребенка.
• списки детей с указанием номера направления (регистрационный номер).
• рабочая программа.
• годовой план работы учителя-логопеда.
• календарный план подгрупповых занятий.
• журнал индивидуальной коррекционной работы с детьми.
• журнал взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей.
• журнал регистрации консультаций с родителями.
• годовой отчет об эффективности коррекционной работы.
• итоговый отчет диагностики речевого развития.
• акт обследования речи детей.
• тетради индивидуальных рекомендаций.
5.1.1. Положение о работе группы компенсирующей направленности для детей с
тяжёлыми нарушениями речи разрабатывается ДОУ на основе нормативно-правовых
документов; обсуждается и принимается на педагогическом совете; утверждается
заведующим ДОУ.
5.1.2. Речевая карта заполняется на каждого обучающегося в ходе всестороннего
логопедического обследования в начале учебного года. При повторном обследовании в
речевой карте фиксируются итоги работы.
5.1.3. Рабочая
программа коррекционно-развивающей работы группы

компенсирующей направленности составляется с учетом возраста и структуры речевых
нарушений.
5.1.4. Календарный план работы фиксирует дату, тему подгруппового занятия (в
соответствии с программой), форма календарного плана выбирается учителем- логопедом.
Учителю-логопеду требуется вести журнал посещаемости занятий и учет посещаемости
индивидуальных занятий в журнале индивидуальной работы учителя-логопеда с детьми.
5.1.5. Требования, предъявляемые к организации, проведению и содержанию
образовательной деятельности:
• обеспечение личностно-ориентированного подхода;
• использование игровых обучающих ситуаций с различными видами мотивации;
• включение специальных коррекционно-развивающих упражнений по развитию
высших психических функций;
• использование заданий в порядке нарастающей трудности, а также заданий,
требующих самостоятельного выполнения;
• чередование видов деятельности с целью развития различных анализаторов
(слухового, зрительного, тактильного);
• создание проблемных ситуаций, способствующих активизации познавательной
деятельности;
• воспитание нравственно-эстетических чувств;
• проведение занятий в различных организационных формах;
• включение в занятие обязательных динамических пауз и смены динамических
поз.
5.1.6. Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя группы содержит
задания учителя-логопеда, рекомендации по их выполнению.
5.1.7. Индивидуальные тетради ребенка оформляются на каждого ребенка группы.
В них записываются задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на
занятиях. Учитывая, что ребенок занимается под руководством воспитателей, родителей,
учитель-логопед в этой тетради дает методические рекомендации по выполнению
предложенных заданий. Учитель-логопед вправе использовать печатные рабочие тетради
для индивидуальной работы с детьми. Закрепление произносительных навыков
родителями продиктовано необходимостью предупреждения эффекта «кабинетной речи».
5.1.8. Акт обследования речи детей ГБДОУ составляется учителем-логопедом для
выявления детей с речевыми нарушениями.
5.1.9. Должностная инструкция учителя-логопеда составляется заведующимДОУ
в 2 экземплярах, 1 экземпляр находиться у учителя-логопеда, второй в личном деле
сотрудника.
5.1.10. График работы учителя-логопеда составляется в соответствии с учебным
планом, утверждается заведующим ДОУ.
4.2. Другая документация.
4.2.1. Консультативная деятельность.
Консультативная деятельность - это оказание помощи детям, их родителям (законным
представителям), педагогическим работникам по вопросам развития и воспитания
посредством организованных консультаций. Тема консультаций и рекомендации
записываются в журнале консультаций учителя-логопеда.
4.2.2. Просветительская, экспертная, организационно-методическая работа:
Просветительская работа может проводиться в виде выступления на педагогических
советах, методических объединениях, родительских собраниях и т.д.
К экспертной работе относится участие в работе ППК, административных совещаниях
по принятию каких-либо решений, требующих участия специалиста в разъяснении
ситуации.
К организационно-методической работе относятся следующие виды деятельности:
• анализ и планирование работы;
• повышение квалификации;

• самообразование;
• анализ научно-методической литературы, нормативно-правовых документов;
• участие в семинарах, совещаниях, методических объединениях;
• оформление кабинета и др.
4.3. Хранение документации: учитель-логопед должен обеспечить надлежащее
хранение своей документации.
4.4. Отчёт об эффективности работы учителя-логопеда.
Отчёт об эффективности работы учителя-логопеда за учебный год составляется в
конце учебного года.
5. Рабочее время учителя-логопеда и воспитателя
5.1. Продолжительность рабочего времени (норма часов работы за ставку
заработной платы) учителя-логопеда работающего в ДОУ, установлена в количестве
20 астрономических часов педагогической работы в неделю продолжительность
рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую
(учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу,
предусмотренную должностными обязанностями и тарифико- квалификационными
(квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами
работы, в т.ч. личными планами педагогического работника и включает:
• преподавательскую деятельность (непосредственно работу с детьми);
• экспертную, просветительскую, организационно-методическую работу;
•
выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических
советов;
•
проведение родительских собраний, консультаций, оздоровительных,
воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной
программой;
•
организацию
и
проведение
методической,
диагностической,
консультационной помощи родителям.
Норма часов преподавательской работы включает проводимые занятия независимо от
их продолжительности и короткие перерывы между каждым занятием. Между
подгрупповыми занятиями перерывы в 10 минут, между индивидуальными занятиями
- 5 минут. Это время используется для подготовки к следующему занятию, а также,
чтобы отвести детей в группу, взять на занятие других детей.
5.2. Продолжительность подгрупповых занятий составляет 20-25-30 минут,
индивидуальных 10-20 минут, в зависимости от особенностей работоспособности
детей.
5.3. Циклограмма рабочей недели учителя-логопеда (примерная)
Циклограмма - план действий специалиста, сформулированный с позиции
повторяемости и периодичности.
6.4.Рабочее время воспитателя группы в соответствии с Постановлением
Правительства РФ от 3 апреля 2003 г № 191 «О продолжительности рабочего времени
(норме часов педагогической работы на ставку заработной платы) педагогических
работников» оплата труда воспитателя образовательного учреждения, работающего
непосредственно в группах с обучающимися, имеющими ограниченные возможности
здоровья производиться из расчёта 25 астрономических часов в неделю.
7.Материально-техническое обеспечение группы компенсирующей
направленности
7.1.Логопедические группы и логопедические кабинеты оснащены необходимым
оборудованием, учебно-наглядными пособиями, дидактическими материалами,
коррекционно-педагогической
литературой,
учебно-методическими
пособиями,

игрушками с учетом специфики коррекционной работы.
7.2.Для кабинетов специалистов выделяется специальный кабинет, отвечающий
санитарно-гигиеническим требованиям и оснащен специальным оборудованием, согласно
общим требованиям, предъявленным к оборудованию логопедического кабинета.
8.Штаты и руководство группой компенсирующей направленности для детей с
тяжёлыми нарушениями речи
8.1На должность учителя-логопеда назначаются лица, имеющие высшее специальное
образование.
8.2.Должности учителей-логопедов устанавливаются из расчета одна единица на каждую
группу детей с тяжёлым нарушением речи.
8.3.На должности воспитателя группы назначаются лица, имеющие высшее или среднее
специальное образование и прошедшие переподготовку на курсах воспитателей групп
компенсирующей направленности для детей с нарушением речи (или на курсах
воспитателей логопедических групп).
8.4.Заведующий ДОУ осуществляет систематический контроль и несёт персональную
ответственность за правильную организацию в группах образовательной деятельности и
проведение всего комплекса мероприятий, направленных на коррекцию отклонений в
речевом развитии детей, повышение квалификации педагогов, проводит анализ
деятельности в данной группе.
8.5.Учебно-методическое руководство осуществляет старший воспитатель.
8.6.Права и обязанности педагогического и обслуживающего персонала групп
определяются правилами внутреннего трудового распорядка и должностными
обязанностями.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».