Рабочая порграмма музыкального руководителя на 2022-2023 учебный год

Содержание рабочей программы
1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка.
-цели и задачи реализации Программы;
-принципы построения Программы
-значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в т.ч.
характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы.
2. Содержательный раздел
2.1.Содержание образования по
(музыка).

художественно-эстетическому развитию

2.1.1. группа раннего возраста
2.1.2. 2-ая младшая группа
2.1.3. средняя группа
2.1.4. старшая группа
2.1.5. подготовительная группа
2.2.Связь с другими образовательными областями
2.3. Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
2.3.1. Тематический план праздников и развлечения.
2.4. Система работы с родителями.
2.5. Взаимодействие с другими учреждениями.
3. Организационный раздел
3.1. Расписание образовательной деятельности
3.2. Формы и структура образовательной деятельности.
3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
3.4.Методическое обеспечение реализации рабочей программы.

1. Целевой раздел.

1.1 Пояснительная записка.
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования, с учетом основной
образовательной программы дошкольного образования МБДОУ №32 г. Азова.
При разработке Программы соблюдены принципы, подходы и содержание
определенные авторами образовательной программы развития музыкальности у
детей дошкольного возраста под редакцией К.В. Тарасовой, Т. В. Нестеренко
«Гармония», программы развития музыкальности у детей раннего возраста
В.А.Петровой «Малыш» и программы по ритмической пластике для детей 3-7 лет
А.И. Бурениной.
В Программе учитываются:
- индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и
состоянием здоровья;
- возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
Цели и задачи реализации Программы
Цель:
Приобщение к музыкальному искусству через формирование основ музыкальной
культуры, воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности,
развитие творческих способностей детей.
Задачи:
Раздел «ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ»
 ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание,
накопление музыкальных впечатлений;
 развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания
музыки;
 развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес,
средств их выразительности;
 формирование музыкального вкуса;
 развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
Раздел «ПЕНИЕ»

 формирование у детей певческих умений и навыков;
 обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью
воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения
инструмента;
 развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и
неточного пения, звуков по высоте;
 длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;
 развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.
Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»
 развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в
связи с этим ритмичности движений;
 обучение детей согласованию движений с характером музыкального
произведения, наиболее яркими средствами
 музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных
ориентировок;
 обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры,
пляски и упражнения;
 развитие художественно-творческих способностей.
Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»
 совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка;
 становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость,
целеустремленность, усидчивость;
 развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей,
музыкального вкуса;
 знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре
на них;
 развитие координации музыкального мышления и двигательных функций
организма.

Раздел «ТВОРЧЕСТВО»: песенное, музыкально-игровое, танцевальное.
Импровизация на детских музыкальных инструментах
 развивать способность творческого воображения при восприятии музыки;
 способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению
самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего
замысла;
 развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному
творчеству, к импровизации на инструментах.
Принципы построения программы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Создание непринужденной и доброжелательной обстановки на занятиях.
Учет возрастных особенностей воспитанников.
Последовательное усложнение поставленных задач.
Принцип преемственности.
Принцип положительной оценки.
Соотношение используемого материала с природным и светским календарем.

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в т.ч.
характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
Возрастные особенности развития детей от 1,5 до 2,5 лет в музыкальной
деятельности.
В этом возрастном периоде жизни у детей продолжает развиваться предметная
деятельность,
ситуативно-деловое
общение
ребенка
и
взрослого.Совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного
поведения, наглядно-действенное мышление. Совершенствуются зрительные и
слуховые ориентировки.
Дети уже могут различать мелодии, подпевать. Совершенствуется слуховое
восприятие, прежде всего фонематический слух. К 2,5 годам дети воспринимают
все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое
оживление
или
спокойное
настроение.
Слуховые
ощущения
более
дифференцированы: ребенок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое
звучание и даже тембровую окраску (играет металлофон или барабан). Рождаются
первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому,

ребенок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни. Он овладевает
простейшими движениями: хлопает притопывает, кружится под звуки музыки.

Возрастные особенности развития ребенка 2,5 до 3 лет в музыкальной
деятельности.
В этом возрастном периоде необходимым становится создание условий для
активного экспериментирования ребёнка со звуками с целью накопления
первоначального музыкального опыта. Манипулирование музыкальными звуками и
игра с ними (при их прослушивании, элементарном музицировании, пении,
выполнения простейших танцевальных и ритмических движений) позволяют
ребёнку начать в дальнейшем ориентироваться в характере музыки, её жанрах.
Голосовой аппарат ещё не сформирован, голосовая мышца не развита, связки
тонкие, короткие. Голос ребёнка не сильный, дыхание слабое, поверхностное.
Поэтому репертуар должен отличаться доступностью текста и мелодии. Поскольку
малыши обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо
организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Дети
проявляют эмоциональную отзывчивость на использование игровых приёмов и
доступного материала.
Для приобщения детей к музыке в сфере музыкальной ритмической деятельности,
необходим подбор доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, танцев,
хороводов, помогающих ребёнку лучше почувствовать и полюбить музыку. Особое
внимание на музыкальных занятиях уделяется игре на детских музыкальных
инструментах, где дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их
отношений, различают красоту звучания различных инструментов.

Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет в музыкальной деятельности.
Дети в возрасте 3-4 лет становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться
предметная деятельность, совершенствуются восприятие, речь, начальные формы
произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Количество
понимаемых слов значительно возрастает.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки,
что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 23 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем
годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими
искажениями. Основной формой мышления становится наглядно - действенная.
Музыкальное воспитания детей данного возраста является приобщение их к разным
видам музыкальной деятельности, формирование интереса к музыке, элементарных

музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков. Этот
период
возраста характеризующееся эмоциональной отзывчивостью на
произведения. Маленький ребёнок воспринимает музыкальное произведение и
начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, затем дифференцирует
части произведения.
У детей этого возраста исполнительская деятельность лишь начинает своё
становление. Голосовой аппарат ещё не сформирован, голосовая мышца не развита,
связки тонкие, короткие. Голос ребёнка не сильный, дыхание слабое,
поверхностное. Поэтому репертуар должен отличаться доступностью текста и
мелодии.
Дети 3-4 лет обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо
организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Они
проявляют эмоциональную отзывчивость на использование игровых приёмов и
доступного материала. Приобщение детей к музыке происходит и в сфере
музыкально - ритмической деятельности, посредством доступных и интересных
упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребёнку лучше
почувствовать и полюбить музыку.
Особое внимание на музыкальных занятиях уделяется игре на детских музыкальных
инструментах, где дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их
отношений, различают красоту звучания различных инструментов.
Музыкальный репертуар нужно подобрать так чтобы позволил обеспечить
рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить
утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном занятии. Занятия
выстраиваются в форме сотрудничества, где дети становятся активными
участниками музыкально-образовательного процесса.
Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет в музыкальной деятельности.
Дети средней группы уже имеют достаточный музыкальный опыт, благодаря
которому начинают активно включаться в разные виды музыкальной деятельности:
слушание, пение, музыкально - ритмические движения, игру на музыкальных
инструментах и творчество.
Занятия являются основной формой обучения. Задания, которые дают детям, более
сложные. Они требуют сосредоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то
степени сохраняется игровой и развлекательный характер обучения.
В этом возрасте у ребенка возникают первые эстетические чувства, которые
проявляются при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и
выражаются в эмоциональном отношении ребенка к тому, что он делает. Поэтому
приоритетными задачами являются развитие умения вслушиваться в музыку,
запоминать и эмоционально реагировать на нее, связывать движения с музыкой в
музыкально-ритмических движениях. Музыкальное развитие детей осуществляется и
на занятиях, и в повседневной жизни.
Увеличивается объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов.
Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу

на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое
стихотворение и т.д.
Начинает развиваться образное мышление.
Дети оказываются способными
использовать простые схематизированные изображения для решения несложных
задач. Они могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной
сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в
памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь
становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных,
интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают
ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи.
Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил.
Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при
общении со взрослым становится вне ситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы
конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится
познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе
общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него
интерес. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями
мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений.

Возрастные особенности детей 5-6 лет в музыкальной деятельности.
Детей старшего дошкольного возраста отличает более богатый по сравнению с
младшими дошкольниками жизненный и музыкальный опыт. Они с интересом
слушают музыку, эмоционально ярко реагируют на нее. При определении общего
характера музыкального произведения, дети данного возраста ориентируются уже
не на одно, а на два или несколько средств музыкальной выразительности (темп и
тембр, темп и динамику, темп, тембр и динамику одновременно). Восприятие
музыкального образа становится более адекватным, что связано с достаточно
высоким уровнем развития системы музыкальных способностей, мышления,
воображения.
Обобщаются представления о форме музыкального произведения. Легче всего
дети определяют ее, занимаясь музыкальным движением, и играя в оркестре.
Дети старшего дошкольного возраста имеют достаточно большой и
разнообразный опыт музыкального выразительного движения. Они могут передать в
движении не только общее настроение музыкального произведения, но и темп,
динамику, яркий ритмический рисунок, форму.
Сюжеты, которые доступны детям для воспроизведения в музыкальных этюдах,
становятся более сложными. В них присутствуют не только изобразительные

моменты, но и выразительное начало, отражение определенного настроения
(«Обидели», «Цветок распускается»). Дети уже владеют главными видами основных
движений: шага, бега, прыжков - и могут выполнить их достаточно
координированно, ритмично и выразительно. Однако им недостает легкости,
ловкости, не совершенна техника некоторых основных и танцевальных движений.
В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться певческий аппарат
гортани - появляются вокальные связки и голос приобретает новые, но пока еще
скромные возможности. Все более чистым становится интонирование мелодии
голосом. Большинство детей может воспроизвести с аккомпанементом общее
направление движения мелодии, а часть из них на этом фоне чисто интонируют ее
отдельные отрезки.
Дети к 6 годам овладевают приемами игры на ударных и звуковысотных детских
музыкальных инструментах, что дает им возможность ярко проявить себя в
элементарном музицировании.
Старший дошкольный возраст - возраст расцвета сюжетно-ролевой и
режиссерской игры. Дети уже достаточно самостоятельны, любознательны и
творчески активны. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям давать
достаточно оригинальные и креативные определения характера музыки.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания.
Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает
совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Развиваются
фонематический слух, интонационная выразительность речи.
В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание такого важного
качества, как произвольность психических процессов (внимания, памяти,
мышления), что является важной предпосылкой для более углубленного и
расширенного использования интегративного подхода.
Ребёнок 5-6 лет отличается большей самостоятельностью, стремлением к
самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, у него
ярко выражена потребность в общении со сверстниками, что требует от педагога
обязательного введения в учебный процесс музыкально-коммуникативных игр и
упражнений. Эти особенности педагогу необходимо учитывать при инсценировках,
театрализации песенок, при обучении детей игре на музыкальных инструментах.
У детей данного возраста более совершенна речь: расширяется активный и
пассивный словарь, значительно улучшается звукопроизношение, грамматический
строй речи, голос становится звонким и сильным. Эти особенности дают
возможность дальнейшего развития певческой деятельности, использования более
разнообразного и сложного музыкального репертуара.
Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в целом
дети 5-6 лет ещё требует очень бережного и внимательного отношения: они быстро

утомляются, устают от монотонности. Эти возрастные особенности необходимо
учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных
ситуаций.
Дети шестого года жизни:
- начинают контролировать слухом исполнение музыки в различных видах
музыкальной деятельности;
- могут участвовать в музыкальных играх с пением, движением, следить за
развитием сюжета;
- могут вспомнить знакомые песенки по вступлении или мелодии;
- могут сочетать пение с игрой на детских музыкальных инструментах, группами
исполняя при этом разные партии;
- начинают осваивать элементарные вокально-хоровые навыки: поют естественным
голосом, чётко артикулируя все слова, удерживают на дыхании небольшую фразу
(до 5-6 секунд), передают интонации несложных мелодий, поют слаженно,
одновременно начиная и заканчивая исполнение произведения;
- выполняют движения с различными атрибутами
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте главными показателями по всем
формам деятельности являются желание детей музицировать, петь, танцевать,
общаться с музыкой. От совместной исполнительской деятельности они получают
радость и удовольствие.
Возрастные особенности детей 6-7 лет в музыкальной деятельности.
Возраст 6-7 лет – это середина детства. Подвижные, энергичные дети активны во
всех видах музыкально-художественной деятельности.
В этот период у детей качественно меняются психофизиологические
возможности:
голос
становится
звонким,
движения
–
ещё
более
координированными, увеличивается объём памяти и внимания, совершенствуется
речь. У детей возрастает произвольность поведения, формируется осознанный
интерес к музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор.
Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального
развития детей. При этом детям свойственна эмоциональная неустойчивость и
психологическая утомляемость, что необходимо учитывать при планировании и
организации музыкальных образовательных ситуаций.
Использование интегративного подхода на музыкальных занятиях с детьми
данного возраста позволяют достигнуть следующих результатов. Дети 6-7 лет:

- могут принимать участие в музицировании экспромтом, подстроиться к звучащей
музыке, найти свой способ игры на инструменте;
- могут самостоятельно организовать исполнение пьес, распределить роли.
- сформированы вокально-хоровые навыки: дети поют естественным голосом, чётко
артикулируя все слова, удерживают на дыхании фразу 6-8 секунд, чисто
интонируют несложные мелодии в пределах «до» первой – «ре» («ми») второй
октавы, поют слаженно и выразительно, передавая смысл исполняемых
произведений;
- могут использовать шумовые и звуковысотные инструменты для озвучивания
стихов и сказок, интерпретировать и варьировать исполнение;
- способны согласовывать движения с формой музыкального произведения,
исполнять более сложные по координации (ассиметричные, разнонаправленные)
музыкально-ритмические движения. Педагогу необходимо использовать данную
способность для включения двигательных движений в исполнение музыкального
произведения.
Это период подготовки ребят к школе. На основе полученных знаний и
впечатлений дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно
охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных
средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения.
Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень
важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему. Целостное
восприятие музыки не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять,
различать наиболее яркие средства «музыкального языка». Ребенок может выделить
эти средства и, учитывая их, действовать в соответствии с определенным образом
при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движений. Это
способствует музыкально-слуховому развитию, усвоению необходимых навыков
для
подготовки
к
пению
по
нотам.
У детей 6—7 лет еще более укрепляется голосовой аппарат, расширяется и
выравнивается диапазон, появляется большая напевность, звонкость. На 7-м году
жизни примерно треть детей чисто интонирует мелодию с аккомпанементом, но
лишь отдельные дети чисто поют «а капелла». Дети начинают петь естественным
голосом, легко и выразительно.
Песни, пляски, игры исполняются самостоятельно, выразительно и в какой-то
мере творчески. Индивидуальные музыкальные интересы и способности
проявляются ярче. На 6-7 году жизни детям доступны более сложные танцы и
достаточно развернутые творческие композиции.
Развивается образное мышление, продолжает развиваться воображение, однако
часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в
сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том

числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских
образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится
произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного
сосредоточения достигает 30 минут. Развивается связная речь. В высказываниях
детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер ощущений,
формирующихся в этом возрасте.

1.2.

Планируемые результаты освоения Программы:
К концу учебного года дети могут:
1 и 2 группа детей раннего возраста:

В музыкально-художественной деятельности:
 проявляют высокую эмоциональную отзывчивость на музыку;
 активно подпевают взрослому;
 с удовольствием двигаются под музыку, могут воспроизвести элементарные
основные (шаг, бег, прыжки) и танцевальные движения (по подражанию и
самостоятельно), с удовольствием участвует в музыкальной игре;
 умеют слушать простые, яркие по музыкальным образам программные
инструментальные произведения, песни в исполнении взрослого, рассказы,
иллюстрируемые музыкой.

2 младшая группа:






 Слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые песни,
различать звуки по высоте (в пределах октавы).
Замечать изменения в звучании (тихо - громко).
Петь, не отставая и не опережая друг друга.
Выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притоптывать
попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки,
платочки и т. п.).
Различать и называть детские музыкальные инструменты (металлофон,
барабан и др.)

Средняя группа

 Внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер;
выражать свои чувства словами, рисунком, движением.
 Узнавать песни по мелодии;
 Различать звуки по высоте (в пределах сексты-септимы);
 Петь протяжно, четко произносить слова; вместе начинать и заканчивать
пение.
 Выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя
их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.
 Выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движения парами
по кругу, кружение по одному и в парах.
 Выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками).
 Инсценировать (совместно с воспитателем) песни, хороводы.
 Играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.
Старшая группа
 Внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его
характер; выражать свои чувства словами, рисунком, движением.
 Узнавать песни по мелодии.
 Различать звуки по высоте (в пределах сексты - септимы).
 Петь протяжно, четко произносить слова; вместе начинать и
заканчивать пение.
 Выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно
меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального
произведения.
 Выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение
парами по кругу, кружение по одному и в парах.
 Выполнять движения
ленточками).

с

предметами

(с

куклами,

игрушками,

 Инсценировать (совместно с воспитателем) песни, хороводы.
 Играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.
Подготовительная группа

 Узнавать мелодию Государственного гимна Р.Ф.
 Определять, к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (марш,
песня, танец) и на каком из известных инструментов оно исполняется.
 Различать части произведения (вступление, заключение, запев, припев).
 Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в
ней чувства и настроения.
 Определять общее настроение, характер музыкального произведения в целом
и его частей; выделять отдельные средства выразительности: темп, динамику,
тембр; в отдельных случаях – интонационные мелодические особенности
музыкальной пьесы.
 Слышать в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию
пьесы, узнавать характерные образы.
 Выражать свои впечатления от музыки в движениях или рисунках.
 Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и
музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и
ослабевая звучание).
 Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные ее
отрезки с аккомпанементом.
 Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно
артикулируя, правильно распределяя дыхание.
 Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.
 Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным
характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный
музыкальный ритмический рисунок; самостоятельно начинать движение
после музыкального вступления; активно участвовать в выполнении
творческих заданий.
 Выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с
приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг;
выразительно и ритмично исполнять танцы, движения с предметами (шарами,
обручами, мячами, цветами).
 Инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных движений в
играх и хороводах.

 Исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских
музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.

2. Содержательный раздел.
2.1. Содержание образования по художественно – эстетическому развитию.
2.1.1. Первая группа раннего возраста.

Содержание работы по музыкальному воспитанию детей данного возраста
направлено на развитие способности у ребенка эмоционально воспринимать
музыку.
Слушание:
 Развивать интерес к музыке, желание слушать народную и классическую
музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.
Развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни,
музыкальные пьесы разного характера, понимать, о чем (о ком) поется,
эмоционально реагировать на содержание. Развивать умение различать
звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно,
металлофона)
Пение:
 Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение
подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем).
Музыкально-ритмические движения:
 Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через
движения. Продолжать формировать способность воспринимать и
воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать
ногой, делать «пружинку», совершать повороты и т. д.)
 Формировать умение начинать движение с началом музыки и заканчивать с
ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка
косолапый идет). Совершенствовать умение выполнять плясовые движения
в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки
или содержания песни.
2.1.2. Вторая группа раннего возраста.

Содержанием музыкального воспитания детей данного возраста является
приобщение их к разным видам музыкальной деятельности, формирование интереса
к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых
исполнительских навыков. В этот период, прежде всего, формируется восприятие
музыки, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью на произведения.
Маленький ребёнок воспринимает музыкальное произведение в целом. Постепенно
он начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные

моменты, затем дифференцирует части произведения. Исполнительская
деятельность у детей данного возраста лишь начинает своё становление.
Приобщение детей к музыке происходит и в сфере музыкальной ритмической
деятельности, посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр,
танцев, хороводов, помогающих ребёнку лучше почувствовать и полюбить музыку.
Особое внимание на музыкальных занятиях уделяется игре на детских музыкальных
инструментах, где дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их
отношений, различают красоту звучания различных инструментов.
Особенностью рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию
дошкольников является взаимосвязь различных видов художественной
деятельности: речевой, музыкальной, песенной, танцевальной, творческо-игровой.
Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить
рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить
утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном занятии.
Задачи в области музыкального восприятия-слушания-интерпретации.
1.Воспитывать у детей
отзывчивость на музыку.

слуховую

сосредоточенность

и

эмоциональную

2.Организовывать детское экспериментирование с немузыкальными и
музыкальными звуками и исследование качеств музыкального звука: высоты,
длительности, тембра.
3.Активизировать слуховую восприимчивость детей.
Задачи в области музыкального исполнительства-импровизации-творчества.
1. Развивать
двигательно-активные
виды
музыкально ритмические движения и игры
инструментах.

музыкальной
деятельности:
на шумовых музыкальных

2. Развивать координирование движений и мелкой моторики при обучении
приемам игры на инструментах.
3. Формировать у детей вокальные и певческие умения в процессе подпевания
взрослому.

2.1.3. Вторая младшая группа.

Во второй младшей группе проводится планомерная работа по формированию
основ музыкальной культуры на занятиях и в повседневной жизни.
Цель - доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать чувство радости от
совершаемых действий, развивать интерес к музыкальному искусству.
На занятиях используются коллективные и индивидуальные методы обучения,
осуществляется
индивидуально-дифференцированный
подход
с
учетом
возможностей и особенностей каждого ребенка.
Задачи в разделе «Слушание музыки»:
- Учить детей слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер
музыки.
- Узнавать и определять, сколько частей в произведении (одночастная или
двухчастная форма).
- Рассказывать, о чем поется в песне.
- Развивать способность различать звуки по высоте в пределах октавы -септимы,
замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо).
Совершенствовать
умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных
инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен,
металлофон и др.)
Задачи в разделе «Пение»:
- Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре
(ми) - ля (си); в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать
характер песни (весело, протяжно, ласково).
«Песенное творчество»:
Учить допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и веселых мелодий
на слог «ля-ля». Формировать навыки сочинительства веселых и грустных мелодий
по образцу.
Задачи в разделе «Музыкально-ритмические движения»:
Учить двигаться соответственно двухчастной форме музыки и силе ее звучания
(громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание
(самостоятельно начинать и заканчивать движение). Совершенствовать навыки
основных движений (ходьба и бег). Учить маршировать вместе со всеми и
индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку. Улучшать
качество исполнения танцевальных движений: притоптывать попеременно двумя
ногами и одной ногой. Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой
галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального
произведения (с предметами, игрушками, без них).

Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи
игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет
зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички, едут машины,
летят самолеты, идет коза рогатая и др.
Формировать навыки ориентировки в пространстве.
«Развитие танцевально-игрового творчества»:
Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые
мелодии. Активизировать выполнение движений, передающих характер
изображаемых животных.
Задачи в разделе «Игра на детских музыкальных инструментах»:
Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой,
металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их
звучанием; способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на
детских ударных музыкальных инструментах.
2.1.4. Средняя группа.
Содержанием музыкального воспитания детей данного возраста является
приобщение их к разным видам музыкальной деятельности, формирование интереса
к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых
исполнительских навыков.
Задачи в разделе «Слушание музыки»:
 Развитие у детей интереса к музыке, желания слушать ее. Закрепление знаний
о жанрах в музыке (песня, танец, марш).
 Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться,
дослушивать произведение до конца).
 Учить чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения,
высказывать свои впечатления о прослушанном.
 Учить замечать выразительные средства музыкального произведения: тихо,
громко, медленно, быстро.
 Развивать способность различать звуки по высоте (высокий, низкий в
пределах сексты, септимы).
Задачи в разделе «Пение»:
 Обучать детей выразительному пению, формировать умение петь протяжно,
согласованно (в пределах ре-си первой октавы).

 Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами.
Учить петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова.
Петь выразительно, передавая характер музыки.
 Учить петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью
воспитателя).
«Песенное творчество»:
 Учить самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни и отвечать на
музыкальные вопросы («Как тебя зовут?», «Что ты хочешь, кошечка?», «Где
ты?»).
 Формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст.

Задачи в разделе «Музыкально-ритмические движения»:
 Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии
с двух- и трехчастной формой музыки.
 Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, «пружинка»,
кружение по одному и в парах.
 Учить детей двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на
носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши. Выполнять простейшие
перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки.
 Продолжать совершенствовать у детей навыки основных движений (ходьба:
«торжественная», спокойная, «таинственная»; бег: легкий, стремительный).
«Развитие танцевально-игрового творчества»:
 Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкальноигровых упражнений (листочки кружатся, падают снежинки и т.д.) и сценок с
использованием мимики и пантомимы (зайка веселый и грустный, хитрая
лисичка, сердитый волк и т.д.)
 Обучать умению инсценировать песни и постановке небольших музыкальных
спектаклей.
Задачи в разделе «Игра на детских музыкальных инструментах»:

 Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных
ложках, погремушках, барабане, металлофоне.

2.1.5. Старшая группа.
Дети средней группы уже имеют достаточный музыкальный опыт, благодаря
которому начинают активно включаться в разные виды музыкальной деятельности:
слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных
инструментах и творчество.
Занятия являются основной формой обучения. Задания, которые дают детям,
более сложные. Они требуют сосредоточенности и осознанности действий, хотя до
какой-то степени сохраняется игровой и развлекательный характер обучения.
В этом возрасте у ребенка возникают первые эстетические чувства, которые
проявляются при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и
выражаются в эмоциональном отношении ребенка к тому, что он делает. Поэтому
приоритетными задачами являются развитие умения вслушиваться в музыку,
запоминать и эмоционально реагировать на нее, связывать движения с музыкой в
музыкально-ритмических движениях.
Музыкальное развитие детей осуществляется и на занятиях, и в повседневной
жизни.
Музыкально-ритмические упражнения: Цель - настроить ребенка на занятие и
развивать навыки основных танцевальных движений, которые будут использованы в
плясках, танцах, хороводах.
Слушание музыки:Цель - приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и
аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, и эмоционально
на них реагировать.
Подпевание и пение:Цель - развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто
интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и
заканчивать пение вместе с воспитателем.
В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры,
направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие
памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.
Игра или пляска:Цель - доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать
чувство радости от совершаемых действий.
На занятиях используются коллективные и индивидуальные методы обучения,
осуществляется
индивидуально-дифференцированный
подход
с
учетом
возможностей и особенностей каждого ребенка.

2.1.6. Подготовительная группа.
Непосредственная образовательная деятельность являются основной формой
обучения. Задания, которые дают детям подготовительной группы, требуют сосредоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то степени сохраняется
игровой и развлекательный характер обучения. Занятия проводятся два раза в
неделю по 30 минут, их построение основывается на общих задачах музыкального
воспитания, которые изложены в Программе.
Музыкальное развитие детей осуществляется и на занятиях, и в повседневной
жизни.
Задачи в разделе «Слушание музыки»:
 Приобщать детей к музыкальной культуре.
 Воспитывать
художественный
вкус,
сознательное
отношение
к
отечественному музыкальному наследию и современной музыке.
 Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий
эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
 Знакомить с элементарными музыкальными понятиями.
 Продолжать развивать навыки восприятия звуков по высоте в пределах
квинты-терции;
 обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, развивать
музыкальную память.
Задачи в разделе «Пение»:
 Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса. Тренировать
певческий голос и вокально - слуховую координацию.
 Учить самостоятельно, придумывать мелодии, используя в качестве образца
русские народные песни.
Задачи в разделе «Музыкально-ритмические движения»:
 Помогать стремиться к дальнейшему развитию навыков танцевальных
движений.
 Уметь выразительно и ритмично двигаться в соответствии с
разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоциональнообразное содержание.
Содержанием музыкального воспитания детей данного возраста является
развитие творческой активности в доступных видах музыкальной исполнительской
деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т.п.), знакомство с
музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в
оркестровой обработке.

2.3. Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
2.3.1. Тематический план праздников и развлечения.

2.4.Система работы с родителями.
Задача музыкального руководителя – раскрыть перед родителями важные
стороны музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени

дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом
личности ребенка, его духовной и эмоциональной восприимчивости.

становления

Взаимодействие с родителями ведется по следующим направлениям:
 Изучение семьи и условий семейного воспитания;
 Пропаганда музыкального образования детей среди родителей;
 Активизация и коррекция музыкального образования в семье;
 Дифференцированная и индивидуальная работа с семьёй;
 Обобщение и распространение положительного опыта семейного
воспитания.
Ориентация на индивидуальность ребенка требует тесной взаимосвязи между
детскими садом и семьей, и предполагает активное участие родителей в
педагогическом процессе.
Очевидно, что именно помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Так
как, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка и вовторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые
навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим малышом.
Чтобы убедить родителей в необходимости активного участия в процессе
формирования музыкальных способностей детей можно использовать такие формы
работы:
 Тестирование и анкетирование родителей и детей.
 Педагогические
консультации,
беседы
по
вопросам музыкального
образования ребёнка в семье, которые реализуются на родительских
собраниях.
 Практические занятия в детском саду по ознакомлению с методами и
приёмами музыкального образования детей.
 Круглые родительские столы.
 Совместные праздники, утренники детей и взрослых.
 Создание творческих групп родителей по организации утренников, праздников,
игр, развлечений.
 «Родительский день» - индивидуальные консультации для родителей.
 Создание домашней фонотеки.
В процессе работы с родителями можно использовать вспомогательные средства.
Совместно с воспитателями организовывать специальные музыкальные уголки,
информационные стенды, тематические выставки книг. пришедшие за малышами
родители имеют возможность изучить. В качестве информационного материала
размещать статьи специалистов, взятые из различных журналов, книг, конкретные
советы, актуальные для родителей, пальчиковые игры, слова песен, хороводов.
Приглашать взрослых на индивидуальные занятия с их ребенком, где они имеют
возможность увидеть, чем и как мы занимаемся, что можно закрепить дома.

Месяц
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Форма работы
Консультация «Внешний вид
ребенка на музыкальном
занятии».

Информировать родителей о
гигиенических нормах одежды
ребенка
на
музыкальных
занятиях.

Праздник «Осенняя ярмарка»

Привлечь родителей к
участию в осенней ярмарке.

Участие родителей в
организации выступления
детей на городском фестивале
детского творчества
«Кленовые зонтики».

Дать родителям возможность
получить удовольствие от
совместного творческого
процесса при подготовке к
фестивалю.

Информация на сайте детского
сада «Организация
Новогодних утренников в
детском саду»

Привлечь внимание родителей
к потребностям и интересам
ребенка при подготовке
Новогоднего утренника.

Январь

Консультация «Ритмика – как
средство развития
музыкальности дошкольника»

Февраль

Консультация «Музыка в
жизни дошкольника».
Программа «Гармония».

Март

Апрель

Цель

Участие родителей в
организации выступления
детей на городском фестивале
детского творчества
«Звездочки Азова».
Беседа с родителями на тему:
«Развитие ребенка средствами
музыки и ритмических
движений»

Распространение
педагогических знаний среди
родителей. Теоретическая
помощь родителям в вопросах
музыкального развития
ребенка.
Повышение педагогической
грамотности родителей.
Знакомство с принципами
построения программы.
Продолжать совместную
работу с родителями при
подготовке и выступлении
детей на городскомфестивале.

Повышение педагогической
культуры родителей.

Май

Информация на сайте детского Привлечь родителей к
сада на тему «Выпускной
оформлению музыкального
праздник в детском саду».
зала, изготовлению атрибутов,
костюмов для выпускного
праздника.
2.5. Взаимодействие с другими учреждениями.

Совместная работа с организациями дополнительного образования, культуры
и спорта организована согласно договоров о сотрудничестве.
Регулярное
взаимодействие с социальными институтами помогает МБДОУ реализовывать
поставленные задачи по всем направлениям развития личности ребенка и
формируют у него конкретную компетентность.
№

Наименование
учреждения партнера

1

Центр социального
обслуживания граждан
пожилого возраста и
инвалидов

Названия и цели мероприятий

Осуществление долгосрочного
проекта «Крупиночки доброты»,
проведение концертов для пациентов
ЦСО: «День пожилого человека»,
«Новогодний концерт», «Памяти
павших будьте достойны».

Дата
проведения

Сентябрь
2018
Декабрь
2018
Май 2019

Проект направлен на усвоение норм и
ценностей, принятых в обществе,
развитие общения и взаимодействия
детей со взрослыми.

2

МБУ ДО ДШИ г. Азова

Формирование у детей, интереса к
музыке, развитие у них эстетических
чувств, положительных эмоций:
Концерт ансамбля «Куделица» к
празднику «Масленицы»;

Март 2019

Тематическое представление Декабрь
концерт «Знакомство с музыкальными
2018
инструментами».

3

МБУК ГДК г. Азова

Участие
воспитанников
в
городском
фестивале детского
творчества «Маленькие звездочки
Азова» и «Кленовые зонтики», Ноябрь
способствовало развитию творческих 2018
способностей детей старшей и
Март 2019
подготовительной группы.

3. Организационный раздел.

3.1. Расписание образовательной деятельности по образовательной области
«Музыка»
2019-2020учебный год

Дни недели

Группа/время

Понедельник

1. 2 младшая
2. средняя
3. старшая
4. 2 группа раннего возраста

9.00
9.30
10.00
16.00

Вторник

1. 1 группа раннего возраста
2. 2группа раннего возраста
3. подготовительная

9.00
9.20
9.40

Среда

Индивидуальная работа по группам

Четверг

1. 1 группа раннего возраста
2. 2 младшая
3. средняя
4. старшая
5. подготовительная

Пятница

3.2.

Методический день

Формы и структура образовательной деятельности

Форма занятий:
1.Традиционное
2.Комплексное
3.Интегрированное
Структура музыкального занятия:

9.00
9.30
10.00
11.00
11.40

(структура занятий может варьироваться в соответствии с усвоением материала
детьми)









музыкально – ритмические движения
пальчиковая гимнастика
слушание, фантазирование
распевание, пение
пляски, игры, хороводы
музыкотерапия
игра на музыкальных инструментах
драматизация

Организация занятий:
 Занятия проводятся два раза в неделю в музыкальном зале, в первой
половине дня.
 Длительность занятий от 10 до 30 минут, в зависимости от возраста
воспитанников.
Рабочая программа по музыке предполагает проведение музыкальных занятий 2
раза в неделю в каждой возрастной группе соответствиями с требованиями
СанПин.
Группа

Возраст

Первая группа раннего
возраста
Вторая группа раннего
возраста
Младшая
Средняя
Старшая
Подготовительная

с 1,5 до 2 лет

Длительность занятия
(минуты)
До 10 мин

с 2 до 3 лет

10

с 3 до 4 лет
с 4 до 5 лет
с 5 до 6 лет
с 6 до 7 лет

15
20
25
30

Музыкальное занятие состоит из трех частей:
1.Водная часть
Музыкально – ритмические упражнения
Цель – настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных
движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.
2.Основная часть
Слушание музыки

Цель - приучить ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента,
создающих художественно - музыкальный образ, эмоционально на них реагировать.
Подпевание и пение
Цель – развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию,
петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с
воспитателем.
В основную часть занятий включаются музыкально – дидактические игры,
направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развития
памяти и воображения, музыкально – сенсорных способностей.
3. Заключительная часть
Игра и пляска
3.3. Особенности организации развивающей предметно – пространственной
среды.
Важнейшим условием реализации рабочей программы является создание
развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды.
Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные
ситуации должны быть увлекательными. Важнейшие образовательные ориентиры:
 обеспечение эмоционального благополучия детей;
 создание условий для формирования доброжелательного и внимательного
отношения детей к другим людям;
 развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и
ответственности);
 развитие детских способностей, формирующихся в разных видах
деятельности.
Адекватная организация образовательной среды стимулирует развитие
уверенности в себе, оптимистического отношения к жизни, дает право на ошибку,
формирует познавательные интересы, поощряет готовность к сотрудничеству и
поддержку другого в трудной ситуации, то есть, обеспечивает успешную
социализацию ребенка и становление его личности.
Важную роль в решении задач по музыкальному воспитанию играют
музыкальные инструменты, технические средства обучения, наглядный
иллюстративный материал, дидактические пособия, фонотека. Весь необходимый
наглядно-методический материал подобран согласно требованиям Сан ПиНа и
возрастным особенностям дошкольников.
В музыкальном зале имеется следующее оборудование:

Технические средства обучения:





Домашний кинотеатр
Телевизор
Переносной проигрыватель
Синтезатор

Наглядный материал:






Иллюстрации (времена года, музыкальные инструменты,)
Портреты композиторов
Театр кукол бибабо
Маски
Театральные костюмы

Дидактические пособия:
 Музыкально-дидактические игры
Музыкальные инструменты:















Бубны
Гармошка
Гитара
Аккордеон
Колокольчики
Погремушки
Деревянные ложки
Барабаны
Треугольники
Маракасы
Балалайки
Ксилофоны
Металлофоны
Шарманка

Оборудование, способствующее развитию мелкой моторики пальцев рук:








Султанчики
Платочки
Шарфики
Ленты
Цветы
Осенние листочки
Шали

Оборудование, необходимое для развития у детей внимания, ориентировки в зале:






Обручи
Мячи
Игрушки
Кегли

Предметы для развития координации и выразительности движений, освоения
танцевальных элементов:









платочки
мячи
цветы
султанчики
погремушки
колокольчики
бубны
обручи

Для развития чувства ритма, выразительности движений большую роль оказывают:
диски с упражнениями, музыкальными подвижными играми, танцами, хороводами,
гимнастикой.
Систематическое обновление и приобретение оборудования способствует
хорошему усвоению материала и общему гармоничному развитию ребенка.

3.4. Методическое обеспечение реализации рабочей программы
Перечень

- «Малыш» программа развития музыкальности у детей
раннего возраста под редакцией Петровой В.А. –

программ

Перечень
технологий и
методических
пособий

Москва, 2012г.
- «Гармония» программа развития музыкальности у
детей дошкольного возраста под редакцией Тарасовой
К.В. и Нестеренко Т.В. – Москва, 2002г.
- «Ритмическая мозаика» программа по ритмической
пластике для детей 3-7 лет под редакцией Бурениной
А.И. – Санкт-Петербург 2014г.
- Петрова В.А. «Музыка малышам» (1-3 года).
Методическое пособие по музыкальному воспитанию
детей раннего возраста. Москва, 2001г.
- Зимина А.Н.«Большой хоровод». Методическое
пособие для детей дошкольного возраста. Москва, 1993г.
- Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в детском
саду». Москва, 1981г.
- Евтодьева А.А. «Учимся петь и танцевать играя».
Методическое и практическое пособие по обучению
дошкольников пению и движению в игровой форме.
Калуга, 2007г.
- Корчаловска Н.В. «Инновационная деятельность ДОУ
по развитию художественно-творческих способностей
дошкольников. Ростов-на-Дону, 2014г.
- Макшанцева Е.И. «Скворушка». Сборник музыкальноречевых игр для дошкольного возраста. Москва, 1999г.
- Макшанцева Е.И. «Детские забавы». Методическое
пособие для работы с детьми 2-3 лет. Москва, 2003г.
- Зимина А.Н. «Инсценирование песен на занятиях с
детьми 4-7 лет». Практикум для педагогов. Москва,
1998г.
- Зимина А.Н. «Образные упражнения и игры в
музыкально-ритмическом развитии детей 4-8 лет».
Практикум для педагогов. Москва,1998г.
- Корчаловская Н.В., Лукьяненко В.Н. «Развиваем
музыкальные способности дошкольников».
Методическое пособие по всем возрастным группам.
Ростов-на-Дону, 2007г.
- Ветлугина Н. «Музыкальный букварь». Пособие для
детей младшего возраста. Москва, 2000г.
- Журналы «Музыкальный руководитель» 2004 – 2018г.
- Аудиокассеты с записями музыкальных произведений

(сост. Тарасова К.В.) – Москва, ГДРЗ, 2002г.
-Диски с записями произведений камерной и оперной
музыки.
- А.Е. Чибрикова-Луговская «Ритмика». Методическое
пособие. Москва, 1998г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».