Рабочая программа для старшей группы на 2022-2023 учебный год

Содержание рабочей программы

1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка.
-цели и задачи реализации Программы;
-значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в т.ч.
характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
1.2. Планируемые результаты освоения Программы.
1.3. Технология педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей.
2. Содержательный раздел
2.1.Содержание образования по пяти образовательным областям:
- «Социально-коммуникативное развитие».
- «Познавательное развитие».
- «Речевое развитие».
- «Физическое развитие».
- «Художественно-эстетическое развитие.
2.2.Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
программы
2.2.1.Региональный компонент содержания дошкольного образования
2.2.2. Способы и направления поддержки детской инициативы
2.2.3. Формы работы по направлениям развития.
2.2.4. Система работы с родителями

образовательной

3. Организационный раздел
3.1.Распорядок и/или режим дня.
3.2.Расписание образовательной деятельности
3.3.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
3.4.Методическое обеспечение реализации рабочей программы.

1.1. Пояснительная записка.
Рабочая программа старшей группы (далее - Программа) является нормативноуправленческим документом МБДОУ №32 г. Азова, который определяет объем, содержание,
планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования, организацию
образовательной деятельности в группестаршего
возраста для детей от 5 до 6 лет
общеразвивающей направленности.
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования, с учетом основной образовательной программы
дошкольного образования МБДОУ №32 г. Азова. При разработке Программы соблюдены
принципы, подходы и содержание определенные авторами образовательной программы
дошкольного образования «Радуга» А в т о р ы: С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова,
Е. В. Соловьёва, Е. А. Екжанова,
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных
видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и
физиологических особенностей. Программа направлена на создание условий развития ребенка,
открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития,
развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и
сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей
образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и
индивидуализации детей.
Освоение Программы предусмотрено в условиях работы МБДОУ в режиме пятидневной
недели, полного дня (12-ти часового пребывания детей в ДОУ).
Содержание Программы представлено по пяти образовательным областям, которые
определены ФГОС дошкольного образования: - Физическое развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
Содержание Программы включает три основных раздела - целевой, содержательный и
организационный.
Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к
формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в
соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях - социальнокоммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической. А
также описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы;
описание характера взаимодействия участников образовательного процесса в системах
взрослый — ребёнок, ребёнок — ребёнок, взрослый (педагог) — взрослый (родитель),
отражены пути и способы поддержки детской инициативы.
Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации
образовательной
деятельности,
принципы
построения
развивающей
предметно
пространственной среды, методические материалы и средства обучения, необходимые для
реализации Программы. Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в
МБДОУ. При этом решение образовательных задач обязательной части Программы и части
формируемой участниками образовательного процесса предусматривается не только в рамках
непосредственно образовательной деятельности, но и в совместной деятельности взрослых и
детей в режиме дня, а также во взаимодействии с родителями (законными представителями)
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации – русский
Срок реализации Программы - 1 год.

Цели и задачи реализации программы
Принимая во внимание методологическую основу Программы«Радуга»,
определяется особая структура целей изадач реализации программы.
Опыт успешного внедрения Программы «Радуга» показал, что её особая структура
постановки задач в терминах отечественной психологической теории становления
деятельности, сознания и личности ребёнка позволяет ориентировать педагогов именно на
целостное содействие его развитию, а не на организацию образовательной работы по
отдельным направлениям.
ЦЕЛИ

ЗАДАЧИ

Обеспечивать охрану здоровья
Сохранять и укреплять физическое и
психическое здоровье детей,
Способствовать физическому развитию
формировать у них привычку к
здоровому образу жизни
Способствовать физиологическому развитию
Способствовать становлению деятельности
Содействовать своевременному и
полноценному психическому
развитию каждого ребёнка

Способствовать становлению сознания
Закладывать основы личности

Обеспечивать каждому ребёнку
возможность радостно и
содержательно прожить период
дошкольного детства

Создавать атмосферу эмоционального комфорта
Создавать условия для творческого самовыражения

Данная структура целей и задач позволяет ориентировать педагогов именно на целостное
содействие развитию, а не на организацию образовательной
работы по отдельным
направлениям.
Общие цели Программы раскрываются и конкретизируются через цели образовательной работы
в каждой возрастной группе. Они представлены в содержательном разделе. Каждая цель
раскрывается через систему образовательных задач.
Принципы и подходы к формированию программы.
Программа сформирована в соответствии с основными принципами дошкольного
образования, определенными ФГОС ДО и с учетом ПООПДО «Радуга».
Основные принципы дошкольного образования:
1. Поддержка разнообразия детства. Современный мир характеризуется возрастающим
многообразием и неопределенностью, отражающимися в самых разных аспектах жизни
человека и общества. Многообразие социальных, личностных, культурных, языковых,
этнических особенностей, религиозных и других общностей, ценностей и убеждений, мнений и

способов их выражения, жизненных укладов особенно ярко проявляется в условиях Российской
Федерации - государства с огромной территорией, разнообразными природными условиями,
объединяющего многочисленные культуры, народы, этносы. Возрастающая мобильность в
обществе, экономике, образовании, культуре требует от людей умения ориентироваться в этом
мире разнообразия, способности сохранять свою идентичность и в то же время гибко,
позитивно и конструктивно взаимодействовать с другими людьми, способности выбирать и
уважать право выбора других ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения.
Принимая вызовы современного мира, Программа рассматривает разнообразие как ценность,
образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для обогащения
образовательного процесса. Организация выстраивает образовательную деятельность с учетом
региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его
возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем
развитии человека. Самоценность детства - понимание детства как периода жизни значимого
самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап
является подготовкой к последующей жизни. Этот принцип подразумевает полноценное
проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства),
обогащение (амплификацию) детского развития.
3. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных
норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими
людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе
сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к
полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.
4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых
(родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и
детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на
достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности
ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям,
интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью
социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального
благополучия и полноценного развития
5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное
участие всех субъектов образовательных отношений - как детей, так и взрослых - в реализации
программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход
игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может
проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер
коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется
возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее,
принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями.
6. Сотрудничество Организации с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей,
открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в
образовательной работе являются важнейшим принципом образовательной программы.
Сотрудники Организации должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать
проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает
разнообразные формы сотрудничества с семьей, как в содержательном плане, так и в
организационном.
7. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны
здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей,
а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ
дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Программа
предполагает, что Учреждение устанавливает партнерские отношения не только с семьями

детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению
социального и/или культурного опыта детей, приобщению детей к национальным традициям
(посещение театров, музеев, освоение программ дополнительного образования), к природе и
истории родного края; содействовать проведению совместных проектов, экскурсий,
праздников, посещению концертов, а также удовлетворению особых потребностей детей,
оказанию психолого-педагогической и/или медицинской поддержки в случае необходимости
(центры семейного консультирования и др.).
8. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение
образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации
образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с
характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы,
мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок
становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для
реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор
данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации;
предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование
внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка.
9. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор
педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными
особенностями детей. Важно использовать все специфические виды детской деятельности
(игру, коммуникативную и познавательно-исследовательскую деятельность, творческую
активность, обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка), опираясь на
особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте.
Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать психологическим
законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и
склонности.
10. Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что
образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом
его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им
тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип
предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (JI.C.
Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей
ребенка.
11. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В
соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социальнокоммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое
развитие детей посредством различных видов детской активности. Деление Программы на
образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается
ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов.
Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи:
познавательное развитие тесно связано с речевым и социально-коммуникативным,
художественно-эстетическое - с познавательным и речевым и т.п. Содержание образовательной
деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими областями. Такая
организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей раннего и
дошкольного возраста.
12. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и
достижения целей Программы. Данный принцип оставляет за МБДОУ право выбора способов
их достижения, выбора образовательных программ, учитывающих многообразие конкретных
социокультурных, географических, климатических условий реализации Программы,
разнородность состава групп воспитанников, их особенностей и интересов, запросов родителей
(законных представителей), интересов и предпочтений педагогов и т.п. Так же при разработке
Программы соблюдены принципы и подходы, определенные авторами образовательной

программы дошкольного образования «Радуга» А в т о р ы: С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н.
Доронова, Е. В. Соловьёва, Е. А. Екжанова, согласно которым Программа: - соответствует
критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и
задачи при использовании разумного «минимума» материала); - обеспечивает единство
воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей
дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые
являются ключевыми в развитии дошкольников; - основывается на комплексно-тематическом
принципе построения образовательного процесса, который означает объединение комплекса
различных видов специфических деятельностей вокруг единой темы при организации
образовательного процесса. При этом в качестве темы могут выступать организующие
моменты, тематические недели, события, реализация проектов, сезонные явления в природе,
праздники и традиции. - предусматривает решение программных образовательных задач в
совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не
только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении
режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; - строится с
учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и
между детским садом и начальной школой. - принцип деятельностного подхода, позволяющего
детям через участие в различных видах деятельности раскрыть свои природные задатки и
способности, при этом ребёнок не пассивно усваивает культурные нормы поведения и
действия, а активно участвует в их построении, доводя до уровня поступка.
Методологической основой программы являются: Общепсихологическая теория
деятельности А.Н. Леонтьева;Культурно-исторический подход Л.С.Выготского.

Возрастные особенности детей 5-6 лет.
«Уже большие»: 5—6лет

Ключ возраста. В возрасте около 5 лет в развитии ребёнка происходитбольшойскачок:
появляется
способность
произвольно
управлять
своим
поведением,
атакжепроцессамивниманияизапоминания.Теперьребёнокужеможетпринятьипопытаться
выполнить
задачу
«запомнить»,
«сосредоточиться».Появлениепроизвольности—
решающееизменениевдеятельностиребёнка,когдацельюпоследнейстановитсянеизменениевн
ешних,окружающихпредметов,аовладениесобственнымповедением.
Эмоции.Шестойгоджизнизнаменуетсярезкимувеличениемсложностиэмоциональной жизни.
Обретая способность контролировать своё поведение, ребёноктеперьспособентакже—
пока,конечно,неполностью—
регулироватьпроявлениясвоихчувств.Вчастности,теперьонможетсознательноинамеренноскрыв
атьсвоичувстваотдругих.
Посколькусфераегоинтересов—
взаимоотношениялюдей,онначинаетболеетонковосприниматьнюансыихдушевного
состояния
и
отношение
к
нему
и
друг

к

другу.Именнореальныеотношениястановятсяглавнымиисточникамирадостиипечалиребёнка.
Теперьребёнокобливаетсяслезамивпервуюочередьненадвымыслом,авсвязи
с
размышлениями о том, нравится ли онмальчикуилидевочке,скоторойхочетдружить,любитли
его на самом деле его мама или отец, добрливдействительностивоспитательи т.
п.Детимогутплакатьотжалостикбродячейсобакеилинищему.
Еслидосихпормыговорилиобэмоциональныхсостояниях,
переживаниях,
настроении,
тотеперьсполнымправомможносказать,чтоуребёнкапоявляютсяустойчивыечувстваиотноше
ния.
Какмывидим,эмоциональнаясфераребёнкапретерпела огромные изменения по сравнению
с той,какой она была в два года. Теперь состояние организмане
определят
полностью
душевное
состояние
ребёнка.Напротив,онможетполучатьудовольствиеичувствоватьгордостьотпреодоленияфизи
ческихтрудностей:«Яушибся,нонеплакал»,«Мнебылострашно,нояженетрус!»(т.е.
неизменилсвоинамеренияиповедениеподвлияниемэтойэмоции).
Осваиваяновыесферыдеятельности,требующиепроизвольногоконтроляповедения,
дети
учатся
владеть
своими
эмоциями.
Яркий
пример
—
освоение
игр
справилами.Дляпятилетнегоребёнкаглавнаятрудность—
научитьсяподчинятьсвоёповедениеобщемуправилувситуации,когдаонпроиграл.Онтакжепост
епенноучитсянепроявлятьнегативныеэмоциивситуациипроигрыша.Длярядадетей,сильноорие
нтированныхименнонауспехвдеятельности,аненасистемуотношенийсосверстниками,этотруд
наязадача.Имтяжелосмиритьсяспроигрышем.Умениеэмоциональноадекватнореагироватьвта
койситуации—важноепсихологическоеприобретениеданноговозраста.
На шестом году жизни очень важно обратить внимание на развитие
тонкихэмоциональных реакций ребёнка на красоту окружающего мира. В этом
возрастедетичувствительны к цвету, форме, они могут испытывать сильный
инепосредственныйвосторготсозерцанияяркогопейзажа—
поляодуванчиковвесной,ослепительнойбелизныпервогоснега,бескрайнегопросторасинегомо
ря,красивоймузыки,балетногоспектакля.Важносоздаватьусловия,вкоторыхдетибудутполучат
ьэтияркие,навсюжизньостающиесявпамятивпечатления.
Восприятие.
Острота
зрения,
способность
к
цветоразличению,
слух,ориентациявпространствеидр.продолжаютразвиватьсяисовершенствоваться.Одноврем
енновосприятие приобретает черты произвольности. Раньше оно было включено
впредметно-практическуюдеятельностьдетей,какбыслитосней.Ребёноквоспринималто,
счемондействовал.Теперьонспособенвосприниматьпредметынезависимооттого,действуетли
онснимипрактическиили
нет.
Онможетвслушиватьсявразныезвуки,сравниватьих;рассматриватьсложнуюкартинкуиискать
спрятаннуюсредидругихлинийптичку(такназываемыезагадочныекартинки)ит.п.
Внимание. В 5 лет продолжается рост устойчивости внимания. Если
ребёноксосредоточеннакаком-либопредмете,например,дляигрыемунуженмячионидётза
ним, то в отличие от трёхлетнего малыша по пути к мячу он не будет
отвлекатьсянадругиеинтересныепредметы.Важнымпоказателемразвитиявниманияявляетсят
о,
чток5годамвдеятельностиребёнкапоявляетсядействиепоправилу—
первыйнеобходимыйэлементпроизвольноговнимания.Именновэтомвозрастедетиначинаюта
ктивноигратьвигрысправилами:какнастольные(лото,детскоедомино),такиподвижные
(прятки,колдунчики).
Память. Развивается произвольное запоминание (способность запомнить
ивоспроизвестисловаиликартинкипопросьбевзрослого),хотяоноостаётсяглавнымобразомме
ханическим.Преобладающимвидомпамятиустаршихдошкольниковявляется
образная

память. Ребёнок может запомнить по просьбе
15),изображённыхнапредъявляемыхемукартинках.

взрослого

7—8предметов(из10—

Речь ребёнка всё более освобождается от той конкретной ситуации, в
которойоннаходится в данный момент. Она становится внеситуативной, и доля такой
речиувеличивается.Речьстановитсятакжеболеесвязной,внутреннесогласованнойимонологич
еской.Изменяетсяотражаемоевнейсодержание:значительноеместоначинаютзаниматьчелове
ческиеотношения.Этимопределяетсянаправлениедальнейшегоусложненияиобогащениялекс
ическогоиграмматическогострояречи.
Мышление. К 5 годам у ребёнка появляется способность удерживать
всознанииуженеотдельноесобытиеилиситуацию,ацепочкувзаимосвязанныхсобытий.На
этой
основе
формируются
представления
об
изменениях
количества.
Детимогутоперироватьчислами,складыватьивычитать,составлятьирешатьзадачи.
Онитакжеполучаютпредставлениеобобратимыхинеобратимыхизменениях:так,
заполнениестаканаводой—обратимоедействие,асрезаниецветов—необратимое.
Наосновеяркогозрительногопредставленияребёнокможетрешатьвумедостаточносложн
ыегеометрическиезадачи.
Способность удерживать в представлении цепочку взаимосвязанных событийпозволяетребёнкупредставлятьсебепрошлоеибудущее,выстраиватькартинуростаиразвития в
мире
живой
природы,
процесса
изготовления
какой-либо
вещи,приготовлениясъестногоблюдаит.п.
Ребёнок пытается восстановить линию собственной жизни, вспомнить себя
вболеемладшемвозрасте,задаётобэтомвопросывзрослым:чтоонел,какговорил,какспал.
Логически
выяснение
подробностей
своей
биографии
приводит
к
вопросу«Откудаявзялся?».Именновэтомвозрастеразумнопланироватьработупознакомствуреб
ёнкасегосемейным(генеалогическим)деревом.Такжевэтомвозрастеунекоторыхдетейвозникае
твопрос,чтозначитумереть,ипоявляетсястрахсмерти.Многиедетибоятсянестолькотого,чтоони
самимогутумереть,сколькосмертиродителей.
Впланесодействияобщемупсихическомуразвитию,нарядусформированиеминтеллектуальн
ыхоперацийсчёта,классификации,сериацииважнейшуюзадачупредставляет
развитие
воспроизводящего,
пространственного
и
абстрактноговоображения.Деятельность.Возможностипроизвольногоконтроляповедения,эмо
циональныхреакцийоткрываютпутьдляформированиякультурыповедениявобщественныхмес
тах, за столом, в гостях и т. п., освоения правил формальной речевой
вежливости,правилприличия.
Вработесдетьмиименносэтогомоментацелесообразноначинатьиспользоватьзаданиянавосп
роизведениеобразцаиработупословеснойинструкции.
Виграхдетейтеперьможновидетьполноценныйразвёрнутыйсюжет,которыйпротяжёнвовре
мени.Онимогутразвиватьдействие,играяв«игруспродолжением»напротяжениимногихдней.В
старшемдошкольномвозрастедетиначинаютосваиватьигры с правилами. Эти игры имеют
большое значение для преодоленияинфантильностииэгоцентризма.Настольные,настольнопечатные,подвижныеигрытребуютотребёнканетолькоподчинениясвоегоповедениявнешнейн
орме—
правилу,ноиуменияпроигрывать,признаватьпоражениеимиритьсясним,чтодлямногихдетейпо
началупредставляетбольшуюпсихологическуютрудность.
Вместестемцелесообразнораскрыватьпереддетьми,какуюрольправилаиграют
вжизнивзрослыхсообществ:этоправилабезопасногоповедениявбытуинаприроде;правиладоро

жногодвижения;правилапользованиябытовымиприборамиит.п.,атакжезаконыкакособыерегул
яторыповедениялюдейвсоциуме.Социализацияребёнкапредполагает,чтоунегобудетсформиро
ванопредставлениеовзросломкако
человеке,чьёповедениетакжерегламентировано,имеетграницыдопустимого,приемлемого
ивозможного.
Нашестомгодужизниуребёнкапоявляетсяспособностьставитьцели,касающиесяегосамого,ег
особственногоповедения,атакжетакихпсихическихпроцессов,какпамять,внимание,восприяти
еидр.Произвольностьповеденияипсихическихпроцессов,котораяинтенсивноразвиваетсявпер
иодмежду5и7годами,имеет,помнениюотечественногопсихологаЛ.И.Божович,решающеезначе
ниедляготовностиребёнкакшкольномуобучению.
Сознание.
Изменения
в
сознании
характеризуются
появлением
такназываемоговнутреннегопланадействий—
способностьюоперироватьвуме,анетольковнаглядномпланеразличнымипредставлениями.
В старшем дошкольном возрасте происходит осмысление и осознание многихзакономерностей,которыеребёнокужеуспешноиспользуетвпрактике,нопоканереф-лексивно. Он
может
осознавать,
например,
конвенциональные
способыразрешенияконфликтов(жребий,считалка,очерёдность).
Вэтомвозрастепроисходитактивноеосмыслениежизненныхценностей.ОнопроисходитпараллельносформированиемидифференциациейобразаЯсамогоребёнкаи
построением образабудущего.
Данныйвозраст,какмывидели,—
периодмногоаспектнойсоциализацииребёнка.Однойизеёсторонявляетсяформированиепервичнойи
дентификациисширокойсоциальнойгруппой—своимнародом,своейстраной.
Старшийдошкольныйвозрастимеетрешающеезначениедляморальногоразвитиядетей.Этопери
од,когдазакладываютсяосновыморальногоповеденияиотношения.Одновременноонвесьмаблагопр
иятендляформированияморальногооблика,чертыкоторогонередкопроявляютсявтечениевсейпосле
дующейжизниребёнка.
Личность.Отношениексебе.Однимизважнейшихизмененийвличностиребёнкаявляютсяизмен
ениявегопредставленияхосебе,егообразеЯ.
Пятилетний
возраст
—
возраст
идентификации
ребёнком
взрослымитогожепола.Девочкиотносятсебякженщинам,мальчики—кмужчинам.

себя

со

Еслидосихпорребёнкаинтересовалпреимущественноокружающиймир,тов5 лет акцент его
внутреннего, душевного внимания смещается навзаимоотношениялюдей. Пятилетние дети
обладают прекрасным «чутьём» на реальное отношениексебе и к другим. Они остро чувствуют
любую
неискренность
и
перестаютдоверятьчеловеку,которыйоднаждыпроявилеё.Оничувствуют,когдаимипытаютсяманип
улировать.
Входенаблюденийзаокружающейсоциальнойжизнью,слушаясказки,имеявозможностьсмотрет
ьфильмыдлявзрослых,детиактивностроятобразсебявбудущеми своей взрослойжизни.
Уженачинаяс3летуребёнкапоявляютсянекоторыепредставленияосебе.Ребёнокзнает,мальчико
нилидевочка,какиеунегоглаза,волосы,чтоонумеет,чтолюбит.Однакопримернодо5летвобразеЯребё
нкаприсутствуюттольконаличествующиекачества,т.е.толькотеособенности,которые,помнениюма
лыша,унегоимеются.
После5летудетейначинаютпоявлятьсяпредставлениянетолькоотом,какиеони
есть,ноиотом,какимионихотелибыбытьикакимибыонистатьнехотели.Инымисловами,кромеимею

щихсякачеств,начинаютпоявлятьсяпредставленияожелательныхинежелательныхчертахиособенно
стях.ВпсихологииэтоназываетсярасслоениемобразаЯнаЯреальное,т.е.текачества,поповодукоторыхребёноксчитает,чтоониунегоимеются,иЯпотенциальное,кудавходяткакположительныечерты,которыеребёнкухотелосьбыусебявидеть,таки
отрицательные,которыеонбынехотелиметь.Разумеется,этотпроцесснаходитсяещёкакбывзародыш
еиимеетнесколькоспецифические формы. Так, ребёнок шестого года жизни не говорит и не
думает,чтоон хотел бы иметь те или иные черты характера, как это происходит сподростками. У
дошкольника это обычно приобретает форму желания быть похожим наперсонажсказки, фильма,
рассказа,
на
кого-нибудь
из
знакомых
людей.
Ребёнок
можетвоображатьсебяэтимперсонажем,подчёркиваем—
неигратьегороль,аименновоображать,приписываясебеегокачества.
В
Я-реальное
входят
как
положительные
качества,
так
и
те
особенности,которыеребёнкаогорчают.Например,яужеумеючитать,нояплохобегаю.Следуетподче
ркнуть,чтообразЯ—
этонетолькознанияотом,какиеособенностиприсущиребёнку.Этоещёиотношениекэтимособенност
ям.Например,девочкавидитизнает,чтоунеёкороткиеволосы,ноейэтооченьненравитсяионамечтает
одлиннойкосе.Илиребёнокзнает,чтоумеетсчитатьдо1000,иоченьгордитсяэтим.
Однако в отличие от хорошего счёта и плохого бега, которые мирно уживаютсявЯреальном,противоположныехарактеристикиЯпотенциальногорезкопротивостоятдругдругу,олицетворенывразныхобразах,ипоэтомуЯпотенциальноецелесообразнокакбыразделитьнадвепротивостоящиедругдругучасти:ЯпотенциальноеплюсиЯпотенциальноеминус.ВрезультатеобразЯребёнкаприобретаетк6годамсложноестроение.Этиизмен
ениявобразеЯимеютогромноепрактическоезначение.Содержание этих трёх разных частей образа
Я
определяет
в
первую
очередьсоблюдениеребёнкомнормморалиисущественновлияетнавсестороныегоповедения.
ВЯреальноеуразныхдетейвходитразноесодержание.Разныедетизнаютосеберазныевещииотносятсяк
нимпоразному.Так,одинзнает,какогоцветаунегоглаза,ноникогданезадумываетсяодлинерук.Другойвпол
неосведомлёнобэтом.Девочки, как правило, больше знают о своей внешности, чем мальчики, и
не
только
знают,ноииспытываютподанномуповодугордостьилиогорчение.Этожеотноситсякзнаниямиумени
ям,предпочтениямикачествамличности.
Весьмабольшиеиндивидуальныеразличияобнаруживаютсяивобщемотношениидетейксебе.Та
к,некоторыедетиубеждены,чтоонинепросто«хорошие»или«оченьхорошие»(такоеотношениесвой
ственноданномувозрастуиявляетсянормальным),но «самые лучшие в мире», т. е. обнаруживают
полное
отсутствие
какой-либо
самокритичности.Другуюкрайностьпредставляютдети,считающиесебя«плохими».Такоенесвойст
венное
возрасту
отношение
к
себе
лишает
их
уверенности
в
своихвозможностяхиливызываетозлобление.
Источникомотношенияребёнкаксебеявляютсяоценкииотношениекнемуокружающихвзрослы
х.«Лучшиевмире»полагают,чтовсеблизкиеоцениваютихподобнымобразом.«Плохие»,наоборот,уб
еждены,чтокто-тоизсамыхблизкихлюдейценитихне оченьвысоко.
Изучениебольшогочисладетейпоказало,чтоониимеютсовершенноопределённоемнениеотом,к
аккнимотносятсяокружающие.Вопрос,насколькоэтопониманиеявляетсяверным,вданномслучаен
еимеетзначения.Важно,каксамребёноквоспринимаетэтоотношение,ибоведётонсебявсоответствии

стем,каконовидитсяему.Вбольшинствеслучаевдетисчитают,чтолучшевсехкнимотносятсябабушк
и,затеммамы,папы.
Отношение
к
взрослому.
До
сих
пор
взрослый
был
для
ребёнкабезоговорочныминепререкаемымавторитетом.В5летпоявляетсякритичностьвоценкевзрос
лого,унекоторыхдетейпроявляетсяужеинезависимостьсобственныхсужденийотоценок
авторитета.
Отношение к сверстникам. На шестом году жизни ребёнка разные линиипсихического
развития, соединившись, образуют благоприятные условия дляпоявлениянового типа его
взаимоотношений со сверстниками. Это, во-первых, развитиеречи,которое у большинства детей
достигает, как правило, такого уровня, что уже непрепятствуетвзаимопониманию.Вовторых,накоплениевнутреннегобагажаввидеразличныхзнанийисведенийобокружающем,которые
ребёнокстремитсяосмыслитьиупорядочитьикоторымионжаждетподелитьсясокружающими.Разв
итиепроизвольности,атакжеинтеллектуальноеиличностноеразвитиепозволяютсамостоятельно,бе
зпомощивзрослогоналаживатьиосуществлятьсовместнуюигру.
Интерес
ребёнка
к
себе
и
своим
качествам,
получающий
дополнительныйстимулблагодаряразвитиюпредставленийосебе,распространяетсяинасверстнико
в.Происходит
как
бы
разделение
детей
на
более
заметных
и
популярных,пользующихсясимпатиейиуважениемсверстников,идетеймалозаметных,непредстав
ляющихнаэтомфонеинтересадляостальных.
Эторазделениепорождаетпоистинедраматическиеколлизии,аиногдавесьманеприятныетипывз
аимоотношений.Несекрет,чтонекоторые«популярные»дети«берутвзятки»(игрушки,сладости)зат
о,чтобыпринятьвсвоюигру«рядового»ребёнка.Возникаютсимпатиииантипатии,проявлениякотор
ыхглубокопереживаютсядетьми.Так,длительныеисильныеогорченияребёнкуначинаетдоставлять
нежеланиепривлекательного в его глазах сверстника играть и общаться с ним. Что
касаетсяусложнениясамихвзаимоотношений,тосрединихпоявляютсятакиесложныеформы,какоб
манимелкийшантаж.Нарядусобъективнымрасширениемиусложнениемвзаимоотношений
идёт
обдумывание, обсуждение и осознание как самих взаимоотношений, такипоступков и
качествсверстника.
Новыми
сторонами,
определяющими
отношение
детей
друг
к
ичрезвычайнозанимающимиих,являютсяихличныекачестваихарактервзаимоотношений.

другу

Диапазон
личностных
качеств,
фиксируемых
ребёнком
у
сверстника,
достаточновелик(«Честнаядевочка»,«Онаврунья»,«Онаябеда»,«Машаумнаяидобрая»,«Всегдавоо
бражаетихвастается»,«Онсамыйсильный,ноникогонебьёт»,«Любиткомандоватьдругими»,«Онхо
тьималенький,нооченьумный»ит.п.).Взаимоотношениятакжеосознаютсяификсируются(«Ясдевчо
нкаминевожусь»,«Мывсеподружки»ит.п.).
1.2. Планируемые результаты освоения программы формулируются в соответствии с
разделом III «Требования к результатам освоения основной образовательной программы
дошкольного образования» ФГОС ДО.
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых
ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные
возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня
дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС ДО целевые ориентиры образования определены следующим образом
(п. 4.6 ФГОС ДО):

1.

1 ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении,
познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен
выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
2 ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам
труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных
играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои
чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
3 ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами
игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным
правилам и социальным нормам;
4 ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в
словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
5 у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
6 ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и
личной гигиены;
7 ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно
придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать,
экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и
социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской
литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы,
естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию
собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах
деятельности.

1.3. Технология педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития
детей.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального
сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки
соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей
(часть 2 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ "Об образовании в
Российской Федерации") Освоение Программы не сопровождается проведением
промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников (часть 2 статьи 64
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ "Об образовании в Российской
Федерации")
Однако педагог в ходе своей работы должен встраивать индивидуальную траекторию
развития каждого ребенка. Для этого педагогу необходим инструментарий оценки своей
работы, который позволит ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми. В
связи с этим, Программа предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка
проводится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуально развития
дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в
основе дальнейшего планирования)

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в
спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической
диагностики - карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать
индивидуальную динамику и перспективу развития каждого ребенка в ходе:
- коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и
поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и
пр.); - игровой деятельности;
- познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей,
познавательной активности);
- проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности
и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
- художественной деятельности;
- физического развития.
Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения
следующих образовательных задач:
1. индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
индивидуальной образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей
его развития);
2. оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические
ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Для проведения педагогической диагностики Программа предусматривает использование
диагностических
карт,
в которой отражены показатели развития детей
в пяти
образовательных областях, оцениваемые на основе анализа его проявлений в разных видах
детской деятельности. Объектом анализа педагогов является компетентность воспитанников в
различных видах детской деятельности: познавательной, игровой, изобразительной, трудовой и
других, а также общении, двигательной активности. Основным методом диагностики является
длительное наблюдение за проявлением детей в разных видах деятельности по предложенным
показателям.

оопрпара


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».