перспективный план работы педагога психолога

1

ПРИНЯТО:
на Педагогическом совете
МБДОУ №32 г. Азова
От 14.09.2022г. №4

Утверждаю:
Заведующий МБДОУ № 32
________ Волосных С.В.
Приказ от 14.09.2022 №80

Перспективный план работы
педагога-психолога муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад №32 г. Азова
на 2022-2023 учебный год

2

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
МБДОУ №32 г. Азова реализует ООП ДО МБДОУ№32 г.Азова, АООП ДО МБДОУ№32 г. Азова, примерную образовательную программу
дошкольного образования «Радуга»
Авторский коллективТ. Н. Доронова, Т. И. Гризик, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева.
В МБДОУ №32г. Азова функционирует 6 групп.
Психолого-педагогическая служба
Цель психологической работы: создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей, гармонического
развития их личности в соответствии с ФГОСДОО.
Задачи:
 создавать благоприятные психолого–педагогические условия для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода;
 помогать детям в адаптации к дошкольному учреждению;
 развивать эмоциональные и интеллектуальные ресурсы;
 в целях профилактики нарушений психологического здоровья создавать условия для реализации потребности детей в двигательной
активности;
 обеспечивать сотрудничество с родителями в практике психолого-педагогического партнерства;
 изучить и проанализировать индивидуальные особенности развития ребенка, с целью создания условий для всестороннего,
гармоничного развития его личности;
 способствовать повышению ответственности родителей за психоэмоциональное благополучие детей;
 расширять психолого-педагогические знания и умения по оптимизации детско-родительских отношений;
 содействовать повышению психолого–педагогической культуры всех участников воспитательно-образовательного процесса
МБДОУ.
Психологическая служба МБДОУ представлена педагогом - психологом Полтавской Л.Л.
Педагог - психолог имеет 18 часовую рабочую неделю.
Основные направления работы:
 психодиагностическая работа;
 психопрофилактическая работа;
 психоразвивающая и психокоррекционная работа;
 психопросветительская работа;
 методическая работа.

3

Диагностическое направление
Цели:
1. Получение надежной информации об индивидуальных особенностях детей, о возможностях и перспективах развития личности ребенка
для прогнозирования возможных результатов развития, обучения и воспитания.
2. Предоставление педагогам возможности понять свои сильные и слабые стороны.
3. Изучение индивидуально-личностных особенностей педагогов как средство профилактики профессионального выгорания.
4. Предоставление родителям дополнительной информации о ребенке, его личностных особенностях, особенностей внутрисемейных
отношений.
5. Дифференциальная диагностика детей с особыми образовательными потребностями для перспективного формирования коррекционноразвивающей работы.
Задачи:
1. Помочь педагогам разобраться в собственных мотивах обучения детей.
2. Выявить уровень актуального и ближайшего психического развития детей с особыми образовательными потребностями
3. Изучить особенности познавательной деятельности детей, определить уровень развития, факторы риска и на этой основе разработать
оптимальную систему подготовки к школе.
4. Определить индивидуальные особенности психического развития детей (самооценка, уровень притязаний, личностные черты и качества,
особенности эмоциональных проявлений; устойчивость, направленность и осознанность мотивов. )
5. Выявление индивидуально-личностных особенностей педагогов.
№
Содержание
Форма проведения
Контингент участников
Сроки проведения
Определения уровня адаптации к детскому саду Наблюдение,
Группа раннего возраста
Сентябрь
1
анкетирование, заполнение
листов адаптации
Сбор анамнестических сведений о детях ДОУ.
Изучение медицинских карт Дети всех возрастных групп Сентябрь
2
Проведение наблюдений с целью выявления
Наблюдение, беседа с
Дети всех возрастных групп Сентябрь
детей, имеющих проблемы в личностной сфере педагогами МБДОУ
3
(агрессивность, тревожность, гиперактивность )
Выявление семей «групп риска», сбор данных о Наблюдение, анкетирование Все возрастные группы
Сентябрь-октябрь
детях
и
родителях,
относящихся
к
этой
5
категории.
6

Определение общей и специальной готовности
к школе (развитие психических процессов;

Тестирование

Подготовительная к школе
группы

Сентябрь-октябрь

4

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

мотивационная готовность к школьному
обучению, определение мотивов обучения,
внутренняя позиция школьника, самооценка)
Определение стиля внутрисемейных
взаимоотношений
Определение особенностей психического
развития детей, выявление детей с
эмоциональными и поведенческими
проблемами.
Диагностика педагогов «Стили педагогического
общения»
Диагностика актуального уровня развития
психических процессов и функций у детей
Диагностика удовлетворенности адаптацией
Анкетирование
родителей
по
проблеме
сохранения и укрепления здоровья детей.
Изучение межличностных отношений и
внутригрупповых связей у детей старшего
дошкольного возраста
Диагностика страхов у детей, уровень
тревожности
Анкета «Ваш ребёнок скоро станет
школьником».
Анкета «Психологическое здоровье»
Изучение уровня готовности детей к
школьному обучению. Итоговая диагностика.
Мониторинг достижения детьми планируемых
результатов освоения ООП ДО

Проективное тестирование
"Моя семья"
Тестирование,
анкетирование, наблюдение

Подготовительная к школе,
старшая группы
По запросам воспитателей и
родителей

Октябрь-ноябрь

Опросник

Педагоги ДОУ

Ноябрь

Тестирование, анализ
продуктов деятельности
Анкетирование

Коррекционные группы

Сентябрь – октябрь

Родители группы детей
раннего возраста

Октябрь

Наблюдение, социометрия

Средняя и старшая группы

Январь – февраль

Анкетирование,
тестирование, наблюдение
Анкетирование

Группы детского сада

По запросу

Тестирование
Тестирование
Тестирование

Сентябрь-май

Родители подготовительной Март
группы
Педагоги ДОУ
Март
Подготовительная к школе Апрель, май
группы
Подготовительная к школе Май
группы

5

19

20

Диагностическое обследование проблемных
детей – формирование банка данных,
подготовка к ППк (психолого-педагогическому
консилиуму ДОУ) и ГПМПК (муниципальной
психолого-медико-педагогической комиссии).
Составление психолого-педагогических
заключений.
Изучение удовлетворенности родителей
организацией воспитательно-образовательного
процесса

Тестирование

Все возрастные группы

Анкетирование

Подготовительная к школе Май
группы

Методическое обеспечение психологического обследования дошкольника
Диагностируемые
Диагностические методики
параметры

По запросу

Интеренет ресурсы

Исследование развития
восприятия

- методика «Разрезные картинки» (3-6 лет);
- методика «Коробочка форм», «Доска Сегена» (2,5-6
лет);
- методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»
- методика «Эталоны» (4-5,5 лет).

http://www.ourbaby.ru - «Наш ребенок»;
http://sites.google.com - «Логопед и психолог ОНЛАЙН»;
http://testoteka.narod.ru - ТЕСТотека.

Исследование развития
памяти

Методика «Десять предметов» - анализ объема
непосредственной образной памяти ( 3-5 лет);
Тест «Десять слов» - диагностика объема и скорости
непосредственной вербальной памяти (с 4-4,5 лет);
Тест «Пиктограмма» - для исследования
опосредованной памяти (5-10 лет).

http://sites.google.com - «Логопед и психолог ОНЛАЙН»;
www.twirpx.com - информационный сайт.
http://detvora74.ru - информационный портал

Исследование развития
мышления

Тест «Нахождение недостающих деталей» исследование уровня развития образного мышления (4-7
лет);
Тест «Перцептивное моделирование» –исследование
образного и схематического мышления (5-7 лет);
Тест Равена – уровень интеллектуального развития (4-10
лет);

http://sites.google.com - «Логопед и психолог ОНЛАЙН»;
www.twirpx.com - информационный сайт.
http://5psy.ru - психологический портал;
http://detski.ucoz.ru - Страна детства;
www.bibliofond.ru - «Библиотека научной и студенческой
информации»;
www.vseodetishkax.ru - «Все о детях».

6

Тест «Самое непохожее» – познавательное развитие (4-5 http://www.psyoffice.ru - «Глубинная психология: учения и
лет);
методики»
Тест «Невербальная классификация» - словеснологическое мышление (5-7 лет);
Тест «Последовательные картинки» – словеснологическое мышление (5-10 лет);
Тест «Исключение четвертого» - словесно-логическое
мышление (5-10 лет);
Вербальные тесты «Выделение существенных
признаков понятий» и «Словесные пропорции» исследование степени сформированности
мыслительных операций (7-10 лет).
Исследование
креативности

Тест «Дорисовывание» (модификации для детей 4-10
лет);
Тест «Назови картинку» - исследование вербальной
креативности (4-6 лет).

http://sites.google.com - «Логопед и психолог ОНЛАЙН»;

Исследование уровня
готовности к школе

Тест «Мотивационная готовность» – диагностика
внутренней позиции школьника;
Тест «Корректурная проба» - исследование уровня
произвольной регуляции поведения, темпа
деятельности;
«Тест Бендер» - исследование зрительно-моторной
координации;
«Тест Керна-Йирасека» - зрительно-моторная
координация.

www.twirpx.com - информационный сайт;
http://psy-diagnoz.com -информационный сайт;
http://5psy.ru - психологический портал;
http://www.psyoffice.ru - «Глубинная психология: учения и
методики»

Исследование
межличностных
отношений

Метод «Социометрия» (модификация «Маски») –
исследования общения ребенка со сверстниками,
определение статусного места в группе (с 5 лет);
Тест «Два домика» - исследование общения детей со
сверстниками, с членами семьи, выявление симпатий и
антипатий (4-7 лет);
Тест «Рисунок семьи».

www.twirpx.com - информационный сайт;
www.stud24.ru - «Информационный сайт для студентов»;
www.psihologu.info - «Энциклопедия школьного
психолога».

7

Исследование
индивидуальных
особенностей и качеств
личности

Тест «Оцени себя» - исследование самооценки детей (710 лет);
Тест «Несуществующее животное» - исследование
личностных качеств (с 4,5 лет);
«Тест Розенцвейга» - исследование личности и общения
с окружающими;
«Детский апперцептивный тест» - комплексная
диагностика личности ребенка (4-10 лет).

http://sites.google.com - «Логопед и психолог ОНЛАЙН»;
www.twirpx.com - информационный сайт;
www.psihologu.info - «Энциклопедия школьного
психолога»;
www.vseodetishkax.ru - «Все о детях».

Исследование
эмоциональной сферы

Графическая методика «Кактус» – состояние
эмоциональной сферы, наличие агрессивности, ее
направление, интенсивность и т.д. (с 4 лет);
Тест «Страхи в домиках» – диагностика страхов (с 4
лет);
тест тревожности (Р,Тэммл, М.Дорки, В.Амен) (4-7 лет).

www.gurutestov.ru - «Гуру в мире тестов»;
www.bibliofond.ru - «Библиотека научной и студенческой
информации»;
www.twirpx.com - информационный сайт;
http://sites.google.com - «Логопед и психолог ОНЛАЙН».

Исследование семейных
взаимоотношений (при
трудностях в адаптации
детей к детскому саду)

Анкета на выявление типичных способов
http://sites.google.com - «Логопед и психолог ОНЛАЙН»;
воспитательного воздействия и опросник Басса-Дарки; www.twirpx.com - информационный сайт.
Методика измерения родительских установок и реакций
(PARY).).

Коррекционно-развивающее направление
Цели:
1. Создание оптимальных возможностей и условий для полноценного и своевременного раскрытия и реализации потенциальных
возможностей развития ребенка.
1. Предотвращение вторичных отклонений, нервно-психических и психосоматических заболеваний.
2. Формирование и развитие ВПФ и эмоционально-личностной сферы у детей с особыми образовательными потребностями.
Задачи:
1. Создать благоприятные эмоциональные условия для пребывания ребенка в дошкольном учреждении и его адаптации в нем.
2. Способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество.
3. Развивать у детей положительное эмоциональное отношение ко взрослым и сверстникам, формировать умение слушать и слышать
других людей, учить принимать самого себя и других людей.

8

4. Познакомить детей с основными эмоциональными состояниями, учить адекватному проявлению их в коммуникативной сфере.
5. Развитие познавательной, эмоционально-личностной и двигательной сфер.
Контингент
№
Содержание
Форма проведения
Сроки проведения
участников
«Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному
Группа раннего
1.
учреждению» Помощь детям в адаптации к условиям дошкольного
Игровое занятие
Август-сентябрь
возраста
образовательного учреждения.
«Программа психолого-педагогических занятий с детьми 5-7 лет»
Игровое занятие
Группа
3,4 неделя сентября
2.
Стабилизация эмоционального состояния, развитие лучшего понимания
компенсирующей
-Апрель
себя и других, снятие психического напряжения.
направленности
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка, направленное на Индивидуальные и
Все возрастные
В течение года
развитие познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер
подгрупповые
группы
3.
коррекционноразвивающие занятия
Коррекционная работа с застенчивыми, гиперактивными и тревожными Игровые занятия
По результатам
По результатам
4.
детьми. Индивидуальная работа с агрессивными детьми. Коррекция
диагностики, по
агрессивного поведения ребенка.
запросам
Индивидуальная кинезеология (решение личностных проблем)
Индивидуальные
По результатам
По результатам
5.
занятия
диагностики,
запросу
«Программа психолого-педагогических занятий с детьми 6-7 лет. Групповые занятия
Подготовительная к Октябрь-апрель
6.
Приключения будущих первоклассников»
школе группа
Организационно-методическое направление
Цели:
1. Обеспечение психического здоровья детей и содействие их полноценному и своевременному развитию в условиях образовательного
процесса ДОУ.
2. Формирование психологической компетенции педагогов, развитие у них профессиональной рефлексии и эмоциональной
устойчивости.
3. Содействие повышению психологической компетенции родителей в закономерностях развития ребенка, а также в вопросах обучения и
воспитания.
Задачи:
1. Познакомить воспитателей и специалистов с психологическими теориями и исследованиями в области обучения детей и с
особенностями развития и воспитания детей с ОВЗ.

9

2. Формировать психологические требования к развивающей предметной, учебной среде.
3. Создание эмоционального и психологического комфорта в ДОУ, как профилактики психосоматических заболеваний.
4. Познакомить педагогов с навыками психологической саморегуляции.
5. Развитие у педагогов устойчивой мотивации к самосовершенствованию, создание условий для самовыражения педагогов и
преодоление барьеров в общении.
6. «Снимать» тревожность родителей по вопросам обучения детей, повышенные требования и запросы к раннему, школьного типа,
обучению.
7. Повышать психологическую компетенцию родителей по вопросам обучения, воспитания и развития детей.
8. Внедрение психосберегающих и здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
Контингент
№
Содержание
Форма проведения
Сроки проведения
участников
Разработка диагностических материалов для детей
Родители группы
Сентябрь
1 младшего дошкольного возраста в период адаптации
раннего возраста
(оформление адаптационных карт)
2 Подготовка кабинета к новому учебному году.
Сентябрь
Подготовка диагностического инструментария для
Сентябрь
3
проведения обследований.
Посещение родительских групповых собраний
Сообщение
Все возрастные группы По графику
4
5
6

7
8
9
10

Участие в методических объединениях и совещаниях
Разное
Выступление на общем родительском собрании: Доклад
«Содержание, цели и задачи психологической службы
в ДОУ»
Анализ психолого-педагогической литературы в
соответствии ФГОС ДО
Подготовка и размещение информационного
материала на интернет-сайт дошкольного
учреждения.
Подготовка
материалов
на
информационные
стенды.
Разработка рекомендаций, памяток и буклетов.

Психологи
Администрация
педагоги ДОУ

По плану м/о
и Октябрь
Сентябрь-октябрь
В течение года
В течение года

Все группы

В течение года

10

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

Анализ научной и практической литературы для
подбора инструментария, разработки развивающих и
коррекционных программ
Разработка индивидуальных коррекционноразвивающих программ
Заполнение отчетной документации
Планирование и анализ деятельности
Участие во Всероссийских конкурсах и конкурсах
муниципальных.
Формирование коррекционных групп.
Участие в работе ППк
Заседание №1 (установочное)
Проследить процесс адаптации выпускников ДОУ в Оперативное
школе
совещание
Подготовка к консультационной работе по проблеме
внедрения ФГОС с родителями и педагогами.
Обработка полученных результатов
Подготовка психологических заключений по
результатам диагностики
Подготовка к индивидуально-групповой работе
Посещение окружных совещаний, семинаров, лекций
Подготовка публикаций об опыте работы
Посещение семинаров и курсов повышения
квалификации
Формирование и оптимизация банка методик и
литературы по детской психологии.
Разработка методических рекомендаций по
реализации эффективного психолого-педагогического
сопровождения детей дошкольного возраста
Разработка методических рекомендаций по развитию
и воспитанию детей ДОУ
Участие в работе ППк

Сентябрь
Все возрастные группы

Сентябрь-октябрь
Еженедельно
Сентябрь, май
В течение года

Члены ППк

Октябрь-ноябрь
Октябрь

Психологи ДОУ и школ

Ноябрь
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
Постоянно в течение года

Педагоги ДОУ

Ноябрь

Педагоги ДОУ

Декабрь

Члены ППк

Январь

11

30
31
32
33
34
35

36

Заседание №2
Результаты коррекционно-развивающей работы с
детьми логопедической и коррекционных групп
«Готов ли ребенок к школе»
Участие в работе ППк
Заседание №3
Предварительный анализ итогов коррекционной
работы с детьми за год
Анализ уровня готовности выпускников ДОУ к
обучению в школе
Сообщение о результатах готовности выпускников
ДОУ к обучению в школе
Общее родительское собрание «Итоги сотрудничества
ДОУ и семьи в реализации задач воспитания,
обучения и развития детей»
Составление годового отчета
Оперативный контроль
Изучение педагогами индивидуальных особенностей
детей, осуществление индивидуального подхода в
образовательной и коррекционно-развивающей
работе. Соблюдение прав ребенка
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в
группе детского сада
Выборочный (эпизодический) контроль
-Микроклимат в группе. Стиль общения педагогов с
детьми
- Создание условий для успешного решения проблемы
адаптации детей младшего дошкольного возраста к
условиям ДОУ

Анкетирование

Родители ДОУ
Члены ППк

Март
Апрель

Анализ диагностики

Педагоги ДОУ

Апрель

Доклад, анализ
диагностики
Доклад

Педагоги ДОУ

Май

Родители

Май
Май

Наблюдение

Педагоги ДОУ

Постоянно

Наблюдение
Наблюдение

Педагоги ДОУ

Постоянно
Сентябрь

Консультативное, просветительское
Цели:

12

1.
2.

Предупреждение отклонений в развитии и поведении детей.
Развитие стремления к самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений у педагогов и
родителей.
3.
Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности родителей в рамках обучения, воспитания и развития детей.
4.
Психопросвещение педагогов в научно-практической области обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.
Познакомить родителей с различными областями психологических знаний и тем самым активизировать и обогатить
психологическими знаниями, умениями и навыками родителей.
2.
Познакомить педагогов с психологической спецификой педагогических воздействий и возрастными особенностями развития детей в
контексте возрастной, педагогической, детской и специальной психологии.
3.
Разработать рекомендации коррекционно-профилактического и информационного характера для родителей и педагогов.
№
Содержание
Форма проведения
Контингент участников
Сроки проведения
Консультирование
воспитателей Консультация, раздача
Воспитатели
Сентябрь-октябрь
1
подготовительной группы по результатам практического материала
подготовительная группа
диагностического обследования
2
Общение педагога с родителями
Семинар-практикум
Педагоги ДОУ
Сентябрь
Оформление стенда «Советы психолога» и
Все группы
групповые
родительские
уголки
по
различным
В течение года
3
темам.
4
5

6

7

Выступление на родительском собрание «На
пути к школе»
Выступление на родительских собраниях
Консультации для родителей:
«Ребёнок поступает в д\с», «Период
адаптации»,
 «Как бороться с детской истерикой»,
 «В садик с радостью»,
 «Ваш малыш плохо кушает»,
 «Как научить ребёнка одеваться?»,
 «Кризис 3 лет или как использовать этот
период для развития самостоятельности»;
Консультации для родителей

Доклад

По плану воспитателей

Доклад
Консультации

Подготовительная к школе
группы
Все группы
Группа детей раннего
возраста (вновь прибывшие
дети)

Консультации

Средняя группа

В течение года

По плану воспитателей
В течение года

13

8

9

10

11
12

 «Если ваш малыш кусается»,
 «Как научить ребёнка одеваться?»,
 «Детские фантазии»,
 «Десять заповедей для родителей»,
 «Бранные слова»,
 "Наказывая, подумай!"
Консультации для родителей:
 «Беспокойный сон малыша»,
 «Ваш лучший помощник-игра»,
 «Как справиться с детской истерикой»,
 «10 правил воспитания вашего
ребёнка»,
 «Игры для детей»,
 "Детские страхи"
Консультации для родителей:
 «Психологическая готовность к школе»,
 «В школу – с удовольствием»,
 «Возрастные особенности детей 6-7 лет»,
 «Кризис 7 лет»,
 «Наказание – за и против»,
 «Изящные выражения в детском
лексиконе»,
 «Если осенью в школу».
«Индивидуальные особенности психического
развития детей»
(индивидуальное
консультирование
по
результатам
диагностики
внутрисемейных
отношений)
Индивидуальное консультирование педагогов
ДОУ
Индивидуальное консультирование родителей

Консультации

Старшая группа

В течение года

Консультации

Подготовительная к школе
группа

В течение года

Беседа

Родители подготовительных
к школе групп

Ноябрь-декабрь

Беседа

Педагоги ДОУ

Постоянно по графику

Беседа

Родители всех возрастных
групп

Постоянно по графику

14

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

Индивидуальное консультирование родителей
по проблеме создание условий в семье для
эмоционального благополучия ребенка
Обеспечению эмоционального благополучия и
психологического
комфорта
детей
в
образовательном процессе ДОУ
Осуществление индивидуального подхода и
соблюдение прав ребенка.
Консультация с педагогами
«Особенности общения со старшими
дошкольниками в семье»
«Как почувствовать себя уверенно в роли
родителя будущего первоклассника»

Беседа

Родители всех возрастных
групп

Постоянно по графику

Индивидуальные
консультации
Беседа
Индивидуальные
консультации, беседы
Доклад
Деловая игра для родителей

Педагоги ДОУ

Постоянно по графику

Педагоги ДОУ

Постоянно

Педагоги ДОУ
Родители ДОУ

Октябрь
Сентябрь

Онлайн семинар

Родители ДОУ

Октябрь

«Забота или гиперопека»

Семинар – практикум для Родители ДОУ
родителей
"День психологической разгрузки" (сплочение Тренинг
Педагоги ДОУ
педагогического коллектива)
Профилактика эмоционального выгорания у Семинар-практикум
Педагоги ДОУ
педагогов "Релаксационные упражнения"
«Шаги в сказочном мире».
Практикум
Родители ДОУ
«Способы формирования познавательной
Информационное
Родители ДОУ
активности у детей».
сообщение
«Профилактика эмоционального выгорания у Семинар-практикум
Педагоги ДОУ
педагогов»
«С пальчиками играем – речь развиваем».
Мастер-класс
Родители ДОУ

Ноябрь

«Ребенок и компьютер
Организация игровой деятельности на летней
прогулке с учетом полоролевой специфики

Май
Июль-август

Семинар
Консультация

Родители ДОУ
Педагоги ДОУ

Декабрь
Январь
Январь
Март
Март
Апрель


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».