06.12.2018
Становление внутреннего мира ребенка не
мыслимо без игры а следовательно без игрушки. Игрушка-это та "среда"
которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать творческие
способности, выражать чувства. Игрушки учат общаться и познавать себя. Хорошая
игрушка оказывает огромное влияние на развитие познавательных процессов
(воображение, внимание, память, мышление). Манипулируя с игрушкой ребенок
познает свойство предмета, мыслит. Поэтому подбор игрушек дело серьезное и
ответственное.
Рассмотрим современные игрушки. Например
Барби. Какую жизненную ориентацию для девочек символизируют собой эти
"красавицы"? Кто они-дочки? Подружки? Не то ни другое. Обладая такой
куклой девочка воображается себя не мамой, которая укачивает дитя, а к примеру
служанкой ухаживающей за своей госпожой, убирающей ей дом, приводящей к ней
"Бой-френда". Пропорции Барби вызывают у девочек стойкое не
довольство своей фигурой комплекс неполноценности, приводящий к неврозу.
Для мальчиков покупая полицейский набор
(дубинка, пистолет, наручники) родители должны понимать, что ориентируют
ребенка не на профессию полицейского, а на глубоко скрытые агрессивные
тенденции, когда насилие-самый короткий путь решения проблемы.
Современные персонажи (Человек-паук,
Черепашки-ниндзя, Бэтмэн,) позиционируются создателями как положительные герои,
по их утверждению эти герои борются со злом. Но как они это делают?
исключительно с помощью драки! Ни каких внутренних качеств характера такие
"положительные герои" в своих приключениях практически, не проявляют,
а значит у ребенка складывается убеждение, что способ бороться со злом
существует всего один-это кулаки.
Или например мягкая игрушка. Ее
достоинство-дарить нежность малышу. Как показывает практика симпатичный мишка,
слоник, собака способны "вылечить" ребенка от страха. А что продается
сейчас? Различные существа неизвестных видов и пород, невообразимой окраски. Если
попадет такая игрушка к ребенку-то начные страхи ему обеспечены.
В основном родители покупают игрушку
стихийно, а о ее педагогической полезности не задумываются. Поэтому необходимо
участие педагогов и психологов. Вот несколько советов при выборе игрушек.
Игрушки, способствующие социально-эмоциональному
развитию: различные виды животных (мишки, зайцы, собачки) куклы-пупсы с
кукольной утварью, наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин, детали
костюма и атрибуты, Помогающие принять и удерживать игровую роль (халат и
шапочка врача, руль для машины, полицейская фуражка) транспортные игрушки (грузовик,
поезд, машина). Игрушки, способствующие интеллектуально-познавательным
способностям: всевозможные кубики, конструкторы, пазлы, мозаика, лото, домино.
Игры, способствующие развитию физических
качеств: мячи, обручи, скакалки и кегли.