09.02.2019
Отправляясь с ребенком на прогулку или выезжая за город,
постарайтесь использовать любую возможность, чтобы понаблюдать за живой и
неживой природой.
Сезонные явления. Можно наблюдать за безоблачным небом, легкими пушистыми облачками. Но
вот появятся вдруг огромные тучи, налетит веселый дождик-шалунишка, всех
разгонит, пошумит и умчится.
Обратите внимание ребенка на теплый ласковый ветерок, что играет
с листьями, цветами, травой. Внезапно налетел сильный порывистый ветер, зашумел
в верхушках деревьев: «Ветер, ветер, ты могуч…»
Постепенно подведите малыша к первоначальному пониманию времени
года – лету (осени, весне). Солнышко ласковое греет. Все ему рады. Называй, кто
радуется. Дети в разноцветных одеждах похожи на кого? И цветы пестрые вокруг.
Лето прекрасное, лето красное. Лето красного цвета. А вот осень – она желтого
цвета.
Природный
материал. Песок и вода. водоема приятно походить босиком по теплому песку. Почему он
теплый? Можно спрятать игрушку в песке. Давай найдем ее.
А если полить песок водой? На нем замечательно рисовать веточкой
что захочется. Можно отпечатать следы собственных ладоней: у кого больше по
размеру? Взрослый может обвести на песке силуэт собственного ребенка, пусть
малыш полюбуется своим изображением.
Пошумел и убежал дождь, а вокруг все засверкало под лучами
солнца. Лужи на асфальте большие и маленькие, глубокие и мелкие – проверяй
палкой, не ногой! А потом называй, что
тонет, что плавает, а потом проверяй – бросай в лужу. В ход пошли камешки,
желуди, веточки, кусочки бумаги..
Журчат, скачут, торопятся ручьи. Одни широкие, другие узкие. Как
определить? Да просто перешагнуть узкие и обойти широкие.
Трава
и цветы. На лужайке блестит на солнце зелень травы. Вы предлагаете провести рукою, почувствовать,
какая нежная травка-муравка, шелковая.
На зеленом ковре ярко выделяются цветы. В начале лета –
одуванчики, затем ромашки, колокольчики, полевая гвоздика. На что похожи
одуванчики? Мама думает, что на цыплят, а малыш – что на солнышко. Пусть будет
так, нужно считаться с мнением других. У ребенка вырабатывается самооценка, он
чувствует себя равноправным членом семьи.
Проводя пальчиком снизу вверх, называй: стебель, лист, цветок.
Одни цветы высокие, другие низкие, у одних пушистые головки, у других –
крохотные, но такие пахучие. И везде нужно
учить бережно относится к растениям, не рвать без нужды, не мять. А еще можно бережно спрятать т в ладонях
головку цветка, предлагая понюхать и отгадать: это резеда или ромашка? Петунья
или одуванчик?
Шишки,
желуди. Вместе с мамой так интересно рассматривать их, сравнивать по
величине. Чей желудь крупнее? А шишка? Какой желудь на ощупь? Похож на камешек, гладкий. А если взять в
руки и камень, и желудь, можно отличить? Конечно, камень тяжелее. Шишки
колючие.
Куст
и дерево. Идя по парку обращайте внимание на деревья. Одни высокие, другие
низкие. Знаешь, как отличить деревья от кустов? Проведи рукой – это ствол, он
шершавый. Достал до листьев? Нет? Это дерево. У него ствол, ветки и листья
высоко. А у куста ствола нет, ветки низко, можно дотянуться и до листьев.
Стволы тонкие и толстые, даже папа не обхватит ладонями. Можно найти самое
высокое дерево.
Наблюдения
за насекомыми. Муравьи, жуки, кузнечики. В тиши деревьев можно набрести на
муравейник, понаблюдать издали за работой муравьев. Родители предупреждают:
насекомые – хрупкие создания, невольно можно нанести им вред. Мешать им нельзя,
они трудятся и никого не обижают.
По дороге бежит-спешит жук. Красивый, но мешать тоже не стоит,
он торопится по своим делам. А вот с божьей коровкой можно пообщаться, но
только осторожно. Можно осторожно поймать одного и с помощью лупы разглядеть, а
затем отпустить: «Скачи к своим друзьям, передай от нас привет!»
Как видите, весьма обширный
объем новых знаний, наблюдений можно предлагать малышу на прогулке. Все сразу
ему не усвоить. Не загружайте его массой разнообразных впечатлений. Малыш не в
состоянии будет справиться с их лавиной, переутомится, начнет раздражаться.
Поэтому в течение одной прогулки предлагайте 1-2 наблюдения, чередуя их с
двигательной деятельностью.