09.02.2019
Что
у человечества нет будущего, если оно не изменит своего отношения к окружающей
среде - это общепризнанный факт. Сейчас
многое делается, чтобы отвести экологическую катастрофу. В центре внимания -
наша природа, отношение человека к ней!
А дети, как известно,
проявляют повышенный интерес к окружающей среде. Но из - за
отсутствия целенаправленной и единой работы детских садов, семьи и
общественности у многих 6 - летних и даже 5 - летних детей формируется
негативное отношение к некоторым ее объектам - в большинстве своем к насекомым
и земноводным, что приводит к неправильным действиям детей. Они считают их
«вредными», ненужными, не понимая их значения ни для человека, ни для
окружающей среды.
В природе все взаимосвязано.
Родители должны помочь детям понять, что все живое нуждается в еде, на поиски
которой тратят много времени. Помогите наводящими вопросами: «Почему бабочки
летают над цветами? Что ищут в траве птицы, муравьи?» Расскажите, чем питаются
разные животные. Дошкольникам доступно и понимание обратной связи между жертвой
и хищником (муравьи, питаясь другими насекомыми, спасают растения, а самих
съедаемых насекомых от чрезмерного размножения, которое неизбежно приведет к их
гибели от недостатка еды).
Начальные экологические представления
становятся регулятором поведения детей в природе, помогают предусмотреть
возможные негативные последствия неправильных действий – бездушного отношения к
растениям и животным, загрязнению объектов неживой природы. На прогулке, в
природе мы, к сожалению, часто видим поврежденные деревья, кусты, вытоптанную
траву, погибших животных.
Дорогие
взрослые, не проходите молча, дайте всему этому оценку,
используя мобилизирующую силу жалости, сочувствия. Очень важно повлиять на
чувства ребенка, вызвать у него желание помочь растениям, предупредить
повреждения других. Показывая дерево со сломанной веткой или вытоптанную траву,
сравните ее с объектами в отличном состоянии, вместе с ребенком определите
условия их жизни, предложите представить себе, что бы случилось, если бы было
много повреждений - т. е. ориентируйтесь на значимость этих объектов для всего
живого.
В процессе наблюдений в природе
убедите ребенка, что там, где нет деревьев, не летают птицы, бабочки и пчелы,
на вытоптанных местах не растет даже трава, поврежденные растения плохо
развиваются, болеют. Такие образные характеристики сыграют важную роль в
формировании природоохранных мотивов, в регуляции поведения ребенка в природе.
Лучше эти правила формировать не в негативной форме («не рвать, не ломать, не
топтать»), а в позитивной (помогать, заботиться, оберегать).
Важно создать эмоциональный
контакт с природой: пусть ребенок самостоятельно побродит, поищет что-то
необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья,
просто поглядит вокруг себя.
Уважаемые родители!
Воспитывайте у детей любовь и
бережное отношение к растениям и животным, учите их правильно вести себя в лесу,
в поле, у водоемов. Рассказывайте, как губительно действует на обитателей леса
шум. Из-за шума птицы бросают гнезда, а лесные зверюшки убегают из леса.
Поэтому в лесу, да и вообще в природе, необходимо соблюдать тишину.
Рассказывайте детям об опасности пожаров и о том, что нельзя портить деревья,
разорять гнезда, добывать березовый сок, засорять территорию пойм, водоемов
битым стеклом, разорять муравейники и еще многое другое.
Уже
в дошкольном возрасте дети должны знать, что:
Надо
охранять и беречь полезные виды растений, животных;
Надо
осторожно вести себя в природе, помнить, что в лесу, в поймах, в речке живут
постоянные жители (птицы, рыбы, животные, насекомые), для которых эта среда –
родной дом! Поэтому нельзя разрушать его, портить растения, собирать цветы,
мусорить, шуметь; нельзя забирать живые существа из места их обитания;
Надо заботливо относиться к земле, воде,
воздуху, поскольку это среда, где существует все живое. О земле надо заботиться,
подкармливать ее, потому что нельзя только брать от нее и не давать ей ничего;
оду
следует расходовать экономно, ведь она нужна растениям, животным, людям. Нельзя
загрязнять водоемы, разжигать костры на их берегах.
И еще один совет: все знания закрепляйте
в повседневной жизни, используя вопросы - ситуации, которыми так богата наша
жизнь.
Например:
Вова
с мамой пошли в пойму собирать грибы. «Мама, мама, смотри, птичка летает так
низко, что я смогу ее поймать. Пусть она поживет у нас дома». «Нет, этого делать
нельзя», - ответила мама. Почему она так ответила Вове?
Сережа
с мамой и папой пошли на речку. Близко, возле берега, плавало много маленьких
рыбок. «Дайте мне баночку, я наловлю рыбок», - попросил Сережа родителей.
«Нельзя их ловить», - сказал папа и объяснил почему. Что рассказал папа Сереже?