26.02.2019
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников.
Музыку называют «зеркалом души человеческой»,
так как она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем
и в самом человеке. А наше отношение – это, как известно, эмоции. Эмоциональная же сфера является ведущей в
дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка,
регуляции его высших психических функций, а также поведения в целом. Только полноценное формирование эмоциональной
сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности.
Можно сказать, что в дошкольном
возрасте ребенок - сама эмоция, и
поэтому значение его встречи с высокохудожественной музыкой трудно
переоценить. Музыка, кроме того, способствует
становлению познавательной и нравственной сферы ребенка.
Однако наши дети живут и развиваются
в непростых условиях музыкального социума.
Современную рок – музыку, которая звучит повсюду и культивируется
средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим) слышат и наши дети. Ее шаманские ритмы, сверхвысокие и сверхнизкие
частоты, порой невыносимая громкость оказывают сильнейшее отрицательное
воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект,
личность. Родители и педагоги должны
сделать все возможное, чтобы максимально оградить от такой музыки детей, дать
им возможность узнать и полюбить другую - настоящую – музыку. Уже в раннем дошкольном детстве необходимо
формировать музыкальный вкус, подлинные эстетические ценности.
Основы музыкальной культуры
дошкольника закладываются, прежде всего, на музыкальных занятиях в детском
саду. Именно здесь он может приобщиться
к музыкальному искусству. Годы жизни,
когда ребенок особенно чуток ко всему окружающему, решающие в его музыкальном и
эстетическом развитии. К числу основных задач, которые стоят перед музыкальным
руководителем, можно отнести формирование у детей музыкальности, т. е. системы музыкальных способностей, создание
условий для широкой ориентировки в музыке, прежде всего классической, и для
накопления запаса высокохудожественных музыкальных впечатлений.
Детство является периодом, наиболее
благоприятным для становления музыкальности и музыкальных способностей. Упущение этого периода невосполнимо.
Наш детский сад в разделе «Музыкальное
воспитание» работает по программе «Гармония».
Автор программы - доктор педагогических наук, академик Российской
академии естественных наук и Академии творческой педагогики - К. В.
Тарасова. Программа включает пять видов
музыкальной деятельности детей: слушание музыки, музыкальное движение, пение,
игра на детских музыкальных инструментах и музыкальная игра – драматизация. Построена программа по возрастным группам от
второй младшей до подготовительной.
Главной задачей раздела «Слушание музыки» является формирование
у детей эмоциональной отзывчивости на музыку, опосредованной пониманием ее
содержания. Дошкольникам трудно
воспринять и понять абстрактный по своей сути и развивающийся во времени
музыкальный художественный образ. Педагог должен помочь им войти в мир музыки,
услышать ее, пережить и понять. На занятиях создается совершенно особая
атмосфера «погружения» в прекрасный мир музыки.
«Музыкальное
движение» можно считать ведущим видом музыкальной деятельности в дошкольном
детстве. Музыкальное движение приносит ребенку ни с чем несравнимую радость,
развивает его физически, является наиболее адекватным возрасту способом
становления музыкальности. Это объясняется двигательной природой детского
воображения и максимальной доступностью музыкального движения для дошкольников
всех возрастных групп. Язык естественных выразительных движений прост и
доступен детям любого возраста, понятен им и не требует специального
длительного обучения. Главное в музыкальном движении – составление детьми
творческих этюдов. Этюды имеют сюжетную основу: с помощью выразительных
свободных движений, характер которых во многом определяется музыкой, дети
рассказывают о понятных и близких им явлениях. Для составления этюдов в
основном используется классическая музыка.
Пение – один из самых любимых детьми
видов музыкальной деятельности. Песни, благодаря тексту, более доступны детям
по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. С помощью голоса многое можно
выразить и о многом рассказать. Но это реально только при условии владения
голосом, который является очень сложным, многокомпонентным. Владение певческим
голосом – результат специальной и очень тонкой работы по его постановке. Общим
правилом для музыкального руководителя, воспитателя и родителей должно быть исключительно
бережное отношение к голосу ребенка. Известно, что детям свойственна
подражательность, и, если взрослый поет громко, они тоже начинают форсировать
звук, что недопустимо в связи с анатомическими особенностями певческого
аппарата детей дошкольного возраста. Негромкий серебристый звук детского голоса
характеризует его эстетический эталон.
В программе «Гармония» в разделе «Игра на детских музыкальных инструментах» предусмотрена методика
обучения детей игре по слуху, которая является единственной продуктивной
методикой с точки зрения развития музыкальности.
Игра – драматизация
- это маленький спектакль и в тоже время переходная форма от игры к
искусству. Это первая элементарная форма
синтеза искусств, которая доступна детям. Музыкальные игры –драматизации
предполагают объединение музыкального движения, пения, художественного слова,
мимики и пантомимы, при этом они подчиняются главной задаче – созданию
художественного образа.
Музыкальные занятия с детьми дошкольного
возраста можно назвать настройкой и вступлением в мир музыки. Обе линии
грандиозны по объему и важности для будущего понимания и восприятия ребенком
красоты, гармонии, музыки, мира и себя.