Музыка в жизни дошкольника. Программа "Гармония!"

26.02.2019

deti-pojut.jpg

 Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста.  Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников.

           Музыку называют «зеркалом души человеческой», так как она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке. А наше отношение – это, как известно, эмоции.  Эмоциональная же сфера является ведущей в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших психических функций, а также поведения в целом.  Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности. 

           Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребенок -  сама эмоция, и поэтому значение его встречи с высокохудожественной музыкой трудно переоценить.  Музыка, кроме того, способствует становлению познавательной и нравственной сферы ребенка.

          Однако наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума.  Современную рок – музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим) слышат и наши дети.  Ее шаманские ритмы, сверхвысокие и сверхнизкие частоты, порой невыносимая громкость оказывают сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность.  Родители и педагоги должны сделать все возможное, чтобы максимально оградить от такой музыки детей, дать им возможность узнать и полюбить другую - настоящую – музыку.  Уже в раннем дошкольном детстве необходимо формировать музыкальный вкус, подлинные эстетические ценности.

            Основы музыкальной культуры дошкольника закладываются, прежде всего, на музыкальных занятиях в детском саду.  Именно здесь он может приобщиться к музыкальному искусству.  Годы жизни, когда ребенок особенно чуток ко всему окружающему, решающие в его музыкальном и эстетическом развитии. К числу основных задач, которые стоят перед музыкальным руководителем, можно отнести формирование у детей музыкальности, т. е.  системы музыкальных способностей, создание условий для широкой ориентировки в музыке, прежде всего классической, и для накопления запаса высокохудожественных музыкальных впечатлений.

          Детство является периодом, наиболее благоприятным для становления музыкальности и музыкальных способностей.  Упущение этого периода невосполнимо.     

         Наш детский сад в разделе «Музыкальное воспитание» работает по программе «Гармония».  Автор программы - доктор педагогических наук, академик Российской академии естественных наук и Академии творческой педагогики - К. В. Тарасова.  Программа включает пять видов музыкальной деятельности детей: слушание музыки, музыкальное движение, пение, игра на детских музыкальных инструментах и музыкальная игра – драматизация.  Построена программа по возрастным группам от второй младшей до подготовительной.

        Главной задачей раздела «Слушание музыки» является формирование у детей эмоциональной отзывчивости на музыку, опосредованной пониманием ее содержания.  Дошкольникам трудно воспринять и понять абстрактный по своей сути и развивающийся во времени музыкальный художественный образ. Педагог должен помочь им войти в мир музыки, услышать ее, пережить и понять. На занятиях создается совершенно особая атмосфера «погружения» в прекрасный мир музыки.

        «Музыкальное движение» можно считать ведущим видом музыкальной деятельности в дошкольном детстве. Музыкальное движение приносит ребенку ни с чем несравнимую радость, развивает его физически, является наиболее адекватным возрасту способом становления музыкальности. Это объясняется двигательной природой детского воображения и максимальной доступностью музыкального движения для дошкольников всех возрастных групп. Язык естественных выразительных движений прост и доступен детям любого возраста, понятен им и не требует специального длительного обучения. Главное в музыкальном движении – составление детьми творческих этюдов. Этюды имеют сюжетную основу: с помощью выразительных свободных движений, характер которых во многом определяется музыкой, дети рассказывают о понятных и близких им явлениях. Для составления этюдов в основном используется классическая музыка.

         Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Песни, благодаря тексту, более доступны детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. С помощью голоса многое можно выразить и о многом рассказать. Но это реально только при условии владения голосом, который является очень сложным, многокомпонентным. Владение певческим голосом – результат специальной и очень тонкой работы по его постановке. Общим правилом для музыкального руководителя, воспитателя и родителей должно быть исключительно бережное отношение к голосу ребенка. Известно, что детям свойственна подражательность, и, если взрослый поет громко, они тоже начинают форсировать звук, что недопустимо в связи с анатомическими особенностями певческого аппарата детей дошкольного возраста. Негромкий серебристый звук детского голоса характеризует его эстетический эталон.

        В программе «Гармония» в разделе «Игра на детских музыкальных инструментах» предусмотрена методика обучения детей игре по слуху, которая является единственной продуктивной методикой с точки зрения развития музыкальности.

         Игра – драматизация - это маленький спектакль и в тоже время переходная форма от игры к искусству.  Это первая элементарная форма синтеза искусств, которая доступна детям. Музыкальные игры –драматизации предполагают объединение музыкального движения, пения, художественного слова, мимики и пантомимы, при этом они подчиняются главной задаче – созданию художественного образа.

       Музыкальные занятия с детьми дошкольного возраста можно назвать настройкой и вступлением в мир музыки. Обе линии грандиозны по объему и важности для будущего понимания и восприятия ребенком красоты, гармонии, музыки, мира и себя. 

Наверх
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.