01.09.2023
Здравствуйте, дорогие
родители! Сегодня мы разберем вопрос о том, что такое готовность к школе исходя
из требований современных школ различных программ (кроме
коррекционных). Разведем 2 понятия - готовность к школе и подготовка к
школе. Готовность к школе - это степень сформированности определенных качеств
ребенка для успешного обучения в школе. Подготовка к школе - это комплекс
мероприятий, направленных на формирование готовности ребенка к обучению в
школе. Ниже я буду описывать компоненты готовности, а подпункты, которые
включены в эти компоненты - служат направлениями, по которым непосредственно
осуществляется подготовка.
Прежде всего, готовность
к школе включает в себя 3 больших блока, это – ЗНАНИЯ, ОБЩАЯ ИНФОРМИРОВАННОСТЬ
ребенка 6-7 лет, поступающего в школу, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ к школе,
УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ. Эти 3 блока тесно связаны между собой,
пересекаются друг с другом, но не все так просто, об этом чуть позже. Я не
берусь сейчас описывать блок общего физического здоровья, так как это вопрос
медицинского характера, рассмотрим в данной статье первые два.
Итак, начнем с первого
блока. При поступлении в школу ребенок должен обладать следующими ЗНАНИЯМИ,
УМЕНИЯМИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ:
-уметь называть предмет,
признак предмета и действия предмета;
-уметь выделят несколько
признаков предметов, действий предмета или действий с предметом;
-составлять предложения
из 3-4 предложенных слов;
-образовывать новые
словосочетания (шапка из меха – меховая шапка и т.д.);
-уметь давать краткое
описание предметам и явлениям ( лиса рыжая, живет в лесу, хищное животное);
-самостоятельно
составлять связный рассказ не менее, чем из 6-7 предложений ( в том числе по
картинкам и из личного опыта);
-пересказывать небольшие
рассказы;
-знать и выразительно
исполнять стихотворения;
-правильно употреблять
слова в речи;
-использовать в речи
антонимы (слова с противоположным значением, например: широкий – узкий, темный
– светлый и т.д.);
-отгадывать загадки,
объяснять смысл пословиц, понимать образные выражения.
-уметь продолжить
предложение или фразу по-смыслу
ГРАМОТА, ЧТЕНИЕ:
-знать и уметь писать
печатные буквы русского алфавита;
- уметь отличать звуки от
букв, правильно произносить звуки и буквы;
-определять количество
слогов в словах;
-уметь отличать понятия
звук, буква, слог, слово, предложение, текст;
-определять количество
звуков в словах, место звука в слове, уметь выделять звуки из слов;
-уметь ставить ударение в
словах, находить ударный гласный звук в слове и ударный слог;
-знать согласные и
гласные звуки;
-знать по каким признакам
отличаются гласные (ударные и безударные) и согласные звуки (мягкие-твердые,
глухие звонкие);
-уметь анализировать
звуковой состав слова (дифференцировать звуки в слове: гласный-согласный,
ударный гласный-безударный, согласный: мягкий-твердый, глухой-звонкий - и
помечать их при помощи фишек красного, зеленого и синего цветов; уметь
определять количество букв и звуков в словах; знать, что гласные я, е, ё, ю
обозначают 2 звука, если стоят в начале слова, после гласной или после
разделительных ъ и ь знаков);
-знать, что согласные
бывают парные и непарные; всегда твердые согласные: ж, ш, ц, всегда мягкие
согласные : й, ч, щ; гласные а, о, у, ы, э обозначают твердость согласных;
-уметь делать слоговую
схему слова и схему предложения;
-знать, как произносятся
интонационно восклицательные, вопросительные и повествовательные предложения;
соответственно, знать знаки препинания;
-уметь читать (минимум по
слогам, желательно не менее 25 слов в минуту).
МАТЕМАТИКА:
-уметь считать от 1 до 20
и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа;
-уметь находить соседей
чисел в пределах 10-20;
-выполнять счетные
операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на
один», «на два»;
-знать понятия
«больше-меньше-поровну»;
-уметь делать равными
неравные группы предметов, уменьшая или увеличивая одну из групп;
-знать простые
геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур;
-уметь сравнивать
предметы по длине, ширине и высоте;
-уметь поделить предмет
(круг, квадрат) на две/три/четыре равные части;
-уметь писать печатными
цифрами;
-уметь соотносить
графический образ цифры с количеством предметов;
-знать и уметь
пользоваться знаками «+, - , =», «<,>»;
-уметь решать задачи на
сложение и вычитание в пределах 10;
-понимать, из каких чисел
состоят все числа от 1 до 10 (состав чисел в пределах 10).
Желательно знать:
-уметь считать до 100
единицами и десятками;
-понимать, из каких чисел
образуются двузначные числа второго десятка и остальные двузначные числа в
пределах 100;
-уметь сравнивать
множества, отличать множество и его части;
-уметь пользоваться
линейкой (измерять стороны геометрических фигур, чертить отрезок заданной
длины).
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР:
-знать название своего
города, края, страны, столицы страны, президента, флаг страны;
-знать название нашей
планеты;
-знать название основных
профессий, объяснить, чем характерны эти профессии;
-называть времена года,
части суток, дни недели в последовательности;
-знать в
последовательности времена года и месяцы;
-отличать хищных животных
от травоядных, домашних от диких знать и отличать обитателей леса, пустыни,
водоемов;
-уметь правильно называть
животных и их детенышей (овца-ягненок, лошадь – жеребенок, корова – теленок,
собака-щенок и т.д.);
-знать и отличать
перелетных птиц от зимующих;
-отличать садовые деревья
от полевых;
-отличать деревья от
кустарников;
-называть разные явления
природы;
-уметь определять время
по часам;
- уметь отличать понятия:
век, год, месяц, время года, день недели, время суток, число; уметь
пользоваться календарем;
-знать виды транспорта.
НАВЫКИ ВЛАДЕНИЯ РУКОЙ И
ПИСЬМОМ:
-правильно держать ручку
и карандаш в руке;
-проводить непрерывные
прямые, волнистые, ломаные линии;
-обводить по контуру
рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;
-уметь рисовать по
клеточкам и точкам;
-уметь дорисовать
отсутствующую половину симметричного рисунка;
-копировать с образца и
самостоятельно рисовать геометрические фигуры;
-уметь продолжить
штриховку рисунка;
-уметь писать печатные
буквы и цифры,
-уметь вырезать по
контуру, пользоваться ножницами.
ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:
-знать свои ФИО, и ФИО
своих родителей, уметь рассказать, где и кем работают родители;
-знать свой точный адрес;
-знать свою дату рождения,
в какое время года родился;
-уметь отличать и
называть основные цвета (желательно знать последовательность расположения
цветов в радуге и знать из каких цветов образуются оттенки цветов);
-знать понятие и уметь
определять право-лево, верх-низ, за, над, перед, после, возле, в и т.д.;
-уметь ориентироваться на
листе бумаги и клетки (правый верхний, левый нижний угол и т.д.);
-знать основные правила
этикета (здороваться, прощаться, уметь спрашивать, просить, благодарить,
обращаться ко взрослым на «Вы» и т.д.);
-знать основные правила
дорожного движения.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ШКОЛЕ:
-знать когда ребенок
пойдет в школу( в какое время года и дату);
-знать, для чего ребенку
нужно идти в школу, ем занимаются в школе;
-знать, сколько ребенку
будет лет на момент поступления в школу;
-знать основные школьные
принадлежности уметь объяснить, для чего они;
-знать понятия учитель,
ученик, урок, перемена, звонок;
-знать правила поведения
в школе.
Теперь мы перейдем ко
второму важному блоку готовности к школе – это ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ к
школе. Что она включает в себя и почему она так важна? К нам обращаются дети,
которые имеют осведомленность по многим вышеперечисленным представлениям, умеют
читать и писать, но если у ребенка не развит в достаточной степени какой-то из
компонентов психологической готовности к школе, то это сказывается на
результате поступления-непоступления ребенка в школу, на его успеваемость в
дальнейшем, на желание учиться и многое другое.
Рассматривая составные
части психологической готовности ребенка к школе, Вы будете понимать важность
развития каждой из частей и на что может повлиять их недоразвитие.
Л.А. Венгер, советский
психолог, доктор психологических наук сказал однажды: «Быть готовым к школе –
не значит уметь читать, считать и писать. Быть готовым к школе, значит быть
готовым всему этому научиться». Я абсолютно согласна с Л.А. Венгером и хочу для
родителей подробно рассказать, что же значит быть готовым учиться (уметь
учиться). В каком-то смысле психологическая готовность к школе это и есть
умение учиться. Такая готовность включает в себя следующие компоненты:
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
ГОТОВНОСТЬ:
-общая интеллектуальная
готовность, развитые память (описывать по памяти картинку, запоминать 8-10
простых картинок из 10, 8-10 слов из 10, запомнить предложение из 5 слов и
повторить его), восприятие (воспринимать и замечать предметы полностью и его
части, детали), внимание (концентрировать внимание на задании не менее 15
минут, находить 10 отличий на картинках, копировать в точности узор или
движение), мышление, логика (находить и объяснять несоответствия на рисунках,
находить и объяснять отличия и сходства между предметами, находить лишний
предмет и классифицировать по общему признаку, уметь сравнивать предметы,
находить закономерности. Сложить из конструктора фигуру по образцу, складывать
пазлы самостоятельно, проводить аналогии, восстанавливать последовательность
событий), речь (смотрите информацию выше), воображение;
-развитый фонематический
слух (необходим для того, чтобы ребенок в школе писал грамотно, без ошибок, не
пропускал буквы в словах);
-развитая крупная и
мелкая моторика, общее психомоторное развитие ребенка.
ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ:
-мотивация
(сформированный познавательный интерес к учебе);
-самооценка
(положительное представление о себе и умение переживать неудачу).
-эмоциональное развитие
(уметь выражать, контролировать свои эмоции, уметь считывать эмоции других
людей);
-внутренняя позиция
школьника (понимает свой новый социальный статус и то, что в школу он идет
учиться, а не играть).
ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ:
-произвольность
поведения, саморегуляция (ребенок понимает, что ему нужно будет выполнять
разные задания в школе – интересные и не столь привлекательные; подчиняет свои
импульсивные желания необходимости учиться);
-произвольность
психических функций (внимание направляет не только на то, что его привлекло, но
и на то, что требует от него учебный процесс и учитель; готов запоминать
необходимую информацию, а не только то, что привлекло его внимание и т.д.);
-целеполагание, умение
достигать результата, умение контролировать процесс, проводить проверку и
сверять полученный результат на правильность.
КОММУНИКАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ
ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ:
-умение
взаимодействовать, сотрудничать со взрослыми (слушаться, обращаться,
спрашивать; остерегаться чужих взрослых на улице);
-умение общаться со
сверстниками (в паре, группе; умение знакомиться, легко вступать в контакт,
умение пригласить в игру, умение разрешать конфликтные ситуации, уметь
бесконфликтно отстаивать свои границы и не нарушать чужие, учитывать свои
интересы и интересы группы, уметь договариваться);
-умение слушать
собеседника;
-умение выражать свои
мысли и свою точку зрения. Если психологически ребенок не готов к школе, то
шансы на успешное и легкое обучение значительно снижаются.
КОМУ НЕОБХОДИМЫ ЗАНЯТИЯ
ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ:
Сейчас в детских садах
существуют подготовительные группы, где специалисты подготовят вашего ребенка к
школе. Однако занятия по подготовке к школе необходимы, если:
-ребенок не ходил в
детский сад;
-Вы замечаете и у Вас
есть предположения, что у ребенка не сформирован достаточно один из
вышеперечисленных компонентов или подпунктов (так как в садике в группах
занимаются много детей и воспитателям часто не удается уделить внимание каждому
ребенку);
-ваш ребенок прошел
диагностику готовности к школе и выяснялось, что ребенку требуются
дополнительные занятие по подготовке к школе;
-ваш ребенок имеет
сложности и трудности в овладении познавательным материалом; имеет низкую
концентрацию внимания, малый объём памяти, трудности с запоминанием рассказов и
трудности с пересказом и т.д.);
-у ребенка недостаточно развитая
речь;
-у ребенка трудности с
коммуникацией (с родителями, взрослыми, сверстниками);
-у ребенка слабо развит
волевой и личностный компоненты (часто не слушается, нет желания заниматься, не
хочет идти через год в школу, низкая самооценка, не умеет справляться с
неудачами, не умеет достигать результата и поставленной цели);
-ребенок пережил
психологическую травму (травмы), находится в состоянии стресса (это влияет на
умственную деятельность, коммуникацию и в общем на желание учиться),
-ребенок перенес травмы
или операции на головном мозге,
-имеет неврологические
заболевания, ММД (минимальные мозговые дисфункции), симптомы гиперактивности,
задержки психического развития.
Я постаралась осветить и
структурировать для родителей основные составляющие готовности ребенка к школе.
Зная эти составляющие Вам, родителям, будет легче понять, какие компоненты
готовности к школе сформированы у вашего ребенка, а над какими еще стоит
потрудиться и к чему стремиться.
Хочется обратить внимание
на то, что ДИАГНОСТИКУ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ стоит проводить не перед
поступлением в школу, а минимум за ГОД ДО ШКОЛЫ, так как при возможном
выявлении трудностей и недостаточном развитии одного из компонентов готовности
к школе, у Вас и ребенка будет время, чтобы позаниматься, подготовить ребенка и
успешно перед школой пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
Спасибо
за внимание!