04.10.2022
Многие родители задаются вопросом, что читать детям
в том или ином возрасте. Мнений на этот счет великое множество. Задача
взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то
наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к
книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством,
понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям. В
дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём
многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок,
загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями
В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К.
Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других. Не секрет, что
современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и
видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить
родителей задуматься и попытаться, как то исправить положение вещей. Взрослые
должны обращать внимание на возраст ребенка, уровень интеллектуального
развития, интерес к читаемому и в связи с этим подбирать книги для чтения. Не
следует стремиться прочесть все: надо думать, не о количестве, а о пользе
прочитанного и воспринятого. Детям нужно читать как можно больше книг. Очень
важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек,
так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.
Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает
богатый словарный запас. Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает
воображение и память. Именно чтение выполняет не только познавательную,
эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать
детям книжки с раннего детства. Очень важно обращать внимание детей на образный
язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению
запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Усваивая
содержания сказки, дети учатся передавать слова разных героев, повторяют
интонации. Это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной
выразительности в более старшем возрасте.
Как читать.
- В спокойной обстановке. Уберите игрушки,
которые могут отвлечь ребенка, и выключите компьютер с телевизором.
- Выразительно и эмоционально
декламируйте, тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и
медленнее – в общем, добросовестно развлекайте малыша.
- Показывайте крохе картинки: хорошо, если
у вас есть разные варианты изображений одних и тех же существ.
-
Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках.
Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.
- Как только книга надоест младенцу,
прекратите чтение отложите ее на денек.
Рекомендуемая
литература для детей 5-7 лет: Русские народные сказки: Заюшкина избушка.
Мужик и медведь. Лиса и журавль. Лиса и кувшин. Журавль и цапля. Лисичка со
скалочкой. Кот и лиса. Волк и семеро козлят. Петушок - Золотой гребешок. Маша и
Медведь. Храбрый баран. Лисичка-сестричка и серый волк. Сказка про ерша.
Зимовье. Полкан и медведь. Лиса и козел. Авторские сказки: С.Т. Аксаков
«Аленький цветочек», П.П. Бажов «Серебряное копытце», сказки А.С. Пушкина, А.Н.
Толстой «Приключения Буратино», Носов «Приключения Незнайки». Стихотворения А.
Барто, Б. Заходера, С. Маршака, К. Чуковского, В. Жуковского. Произведения о
природе: Мамин-Сибиряк «Серая шейка», А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы».
Произведения зарубежных авторов: Марк Твен «Приключения Тома Сойера», Ю. Олеша
«Три толстяка» Р. Толкиен «Хоббит или туда и обратно».