Роль фольклора в развитии ребенка.

22.11.2018



Фольклор – устное народное творчество. Передаваясь из уст в уста, он меняется, принимает разные формы, но остается таким же полезным и нужным нашим детям.

Фольклор является богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки и речь ребёнка во всех её аспектах. Детский фольклор даёт родителям возможность уже с раннего детства приобщать ребёнка к народному слову. Благодаря этому, на материале детского фольклора у ребёнка формируется готовность к восприятию русской народной культуры.

«Ладушки» и «коза-дереза» так прочно вошли в игровой обиход малыша, что слово «фольклор» не сразу приходит на ум. А между тем все детские потешки, сказки и большинство игр придуманы, возможно, не одну сотню лет назад. И не так просты, как кажется.Потому что устное народное творчество – это способ передачи важной информации. В сказках, песенках, играх скрыты богатства народной мудрости: правила поведения, герои-эталоны и отрицательные примеры, духовные ценности и меткие наблюдения над жизнью.

Чтение сказок вслух, пение колыбельных, загадывание загадок и потешные стишки способствуютразвитию фонематического слуха у ребенка (правильно слышу – правильно говорю), пополняет его словарь, прививает культуру речи и обогащает знание грамматики родного языка. Разные жанры помогают всесторонне развивать малыша.

Потешки – короткие стишки. Они кратки и забавны, позволяют не просто отвлечь внимание капризничающего малыша, но и успокоить его в случае непослушания. Это форма общения крохи с мамой, способ быть ближе.

Потешки отлично развивают речевой слух ребенка: умение различать звуки, близкие по звучанию, ритм и плавность речи, интонацию, выразительность, повышение и понижение тона. Существует огромное количество потешек на все случаи.

Потешка для умывания:

Зайка начал умываться

Видно в гости он собрался

Вымыл ротик

Вымыл носик

Вымыл ухо

Вот и сухо

От слез:

Не плачь, не плачь,

Куплю калач.

Не хнычь, не ной,

Куплю другой.

Слезы утри,

Дам тебе три.

Хорошо успокаивают расшалившегося малыша игры с пальчиками:

Этот пальчик – дедушка (показывает большой палец)
Этот пальчик – бабушка, (показывает указательный палец)
Этот пальчик – папочка, (показывает средний палец)
Этот пальчик – мамочка, (показывает безымянный палец)

Этот пальчик – наш малыш, (показывает мизинец)
А зовут его ……

Нелюбимое девочками заплетание кос превращается в волшебный ритуал:

Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.

**

Чешу, чешу волосоньки,
Расчесываю косоньки!
Что мы делаем расческой?
Тане делаем прическу.

Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости. Адресованные детям потешки, песенки, попевки, звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове.

Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития.

Большое количество фольклорных жанров позволяет развлекать, развивать и обучать малыша ненавязчиво и разнообразно. Не пренебрегайте простыми стишками, сказками, загадками, песенками – в скрытой и игровой форме они учат маленького человека жизни.


Наверх
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.