22.11.2018
Что наше будущее?Дети. Каким оно будет, во многом зависит от наших действий сегодня. А точнее, от того вектора развития, который мы задаем маленьким человечкам.Осознанный или неосознанный выбор, сделанный сейчас нынешним поколением, напрямую влияет на грядущее. Речь идет не только о природных ресурсах,состоянии окружающей среды, но и культуре, нравственности, интеллектуальном богатстве. Приобщение человека к Природе через ее познание помогает воспитать всесторонне развитую личность, с научно обоснованными взглядами на мир, широким кругозором и чутким отношением ко всему окружающему. А это значит, что посредством экологического воспитания закладывается крепкий фундамент для сенсационных открытий будущего, витков развития цивилизации и даже выживания человека как биологического вида.
Экскурсии являются одной из форм организации работы по воспитанию экологической культуры.
Весьма примечательно, что этот метод практически не имеет возрастных границ, и с успехом может применяться как при работе с детьми трехлетнего возраста, так и со школьниками, студентами и даже взрослыми людьми. Если ребенок не посещает дошкольное учреждение, то родителям обязательно нужно продумать и организовать самостоятельную экскурсионную программу.
Преимущество экскурсий заключается в том, что они позволяют в естественных условияхпознакомить детей с объектами природы, сформировать первичные представления (либо закрепить уже имеющиеся) о растительном и животном мире, отметить отличительные особенности и взаимосвязи природных явлений.Кроме этого, экскурсии оказывают несоизмеримое влияние на формирование эстетического восприятия, играющего важную роль в воспитании нравственности человека. Красота и величие природы находят отклик в сердцах детей,вызывая глубокие переживания и оставляя неизгладимые впечатления. Все это способствует формированию бережного отношения к планете, любви к родному краю,чуткому отношению к окружающему миру. Во время экскурсионных занятий развивается наблюдательность и логическое мышление, умение анализировать и сопоставлять, выделять причинно-следственные связи. Формируются и оттачиваются сенсорные способности: дети учатся не только различать цвета и их оттенки, но и расположение в пространстве, знакомятся с многообразием форм, фактур и т.д. Кроме этого, такая форма деятельности дает мощный толчок развитию воображенияи творческих способностей.
Выделяют четыре разновидности экскурсий:
природоведческая;
экологическая;
на сельскохозяйственный объект;
Каждая из них решает свои определенные задачи, но все они объединены единой целью – воспитать любовь к природе и осознанное отношение к ее богатствам.
Природоведческая экскурсия знакомит детей с многообразием объектов природыи характерными для них особенностями.
В рамках экологической экскурсиирассматриваются разнообразные биоценотические связи (например, между условиями обитания живых существ иих состоянием и т.д.).
Экскурсия на сельскохозяйственные объектыпозволяет детям усвоить понятие о том, как труд человека влияет на природу, каковы результаты такой деятельности, что полезного может сделать человек в результате своей работы, знакомит с основными трудовыми операциями. Детей можно повести на ферму, в ягодник, сад, огород, луг, в поле, оранжерею, рыбное хозяйство. Можно понаблюдать за выпасом скота, сбором урожая, сенокосом, посадкой растений, доением коров и т.д. Эта разновидность экскурсий особенно придется по вкусу маленьким горожанам, которые воочию смогут познакомиться, например, с домашними животными, словно сошедшими со страничек любимых книжек.
Экскурсия эстетического характера направлена на раскрытие глубин красоты Природы, развитию умения видеть прекрасное в мелочах, воспитанию культуры чувств детей.
Конечно же, большую часть работы по
экологическому воспитаниюберут на себя государственные учреждения: детсады, школы, разнообразные кружки. Однако родителям не стоит перекладывать груз своей ответственности на плечи педагогов, тем более, когда процесс воспитания может доставить столько удовольствия. Ведь не так сложно организовать для своегоребенка увлекательную экскурсиювыходногодня, чтобы затем, стужеными зимними вечерами,вместе пересматривать яркие снимки, мастерить поделки,и со смехом вспоминать веселые казусы.
Помните, что истоки всего кроются в детстве, так давайте вместе распахнем неисчислимые двери возможностей не только для детей сегодняшнего, но и для человечества будущего!