• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. №28 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021г. №2 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; • Письмо Минобразования РФ от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»; • Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 г № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы на ставку заработной платы) педагогических работников»; • Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 июня 2013 г № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»; • Устав МБДОУ; • Должностные инструкции учителя-логопеда, воспитателя, помощника воспитателя. 1. Порядок приёма в группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи 1.1. Группа формируется из детей 5-7 лет, имеющих тяжёлые нарушения речи. 1.2. Комплектование групп детьми осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) и только с согласия родителей. 1.3. Длительность пребывания ребенка в группе зависит от структуры речевого дефекта. Для продолжения срока пребывания необходимо заключение ППК дошкольного учреждения. Подготовкой документации для ПМПК занимается учитель-логопед, педагогпсихолог МБДОУ, воспитатель группы совместно с родителями или лицами их заменяющими, в соответствии с требованиями ПМПК. 2.5. Наполняемость группы зависит от структуры речевого дефекта: для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) - 12 человек. 2. Организация деятельности группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи 2.1. Группа является структурной единицей МБДОУ. 2.2. Группа функционирует 5 дней в неделю с 12 часовым пребыванием детей. 2.3. Режим работы группы с 7.00 до 19.00. Учебный период - с 1 сентября по 30 июня. 2.4. Группа обеспечивается специальным помещением, оборудованием и пособиями в соответствии с возрастом детей, учётом речевого развития детей и требований СанПиНа. 2.5. Коррекционно-педагогическую помощь детям с нарушениями речевого развития оказывают учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому развитию, воспитатели группы. 2.6. Распорядок дня обучающихся группы устанавливается с учётом требований Адаптированной основной образовательной программы и рекомендаций СанПиНа. 2.7. Планирование всего объема работы определяется целями и задачами коррекционно-развивающей деятельности в соответствии с требованиями адаптированной основной образовательной программой (далее - АООП) с учётом рекомендаций СанПиНа. 3. Образовательная деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи 3.1. Содержание образовательной деятельности в группе определяется: АООП для детей с тяжёлыми нарушениями речи. 3.2. Организация образовательного процесса в группах регламентируется учебным планом, расписанием занятий, перспективными планами, режимом работы. 3.3. Основными организационными формами работы в группе являются: подгрупповые и индивидуальные занятия или занятия малыми подгруппами. 3.4. Подгрупповые и индивидуальные коррекционные занятия проводятся с учетом режима работы образовательного учреждения и психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста. 3.5. Количество и периодичность индивидуальных коррекционных занятий зависит от степени тяжёсти речевого развития ребёнка. Дети, имеющие более сложные нарушения, посещают индивидуальные занятия по решению учителя-логопеда до 3-4 раз в неделю. 3.6. Подгрупповые занятия проводятся в соответствии с Рабочей программой педагога и специалиста. 3.7. Диагностика уровня развития детей осуществляется 2 раза в год (сентябрь, июнь). 3.8. В обязанности воспитателя группы входит выполнение требований, а также решение коррекционных задач в соответствии с АООП. 3.9. Воспитатель группы выполняет задания учителя-логопеда по закреплению отрабатываемых на коррекционных занятиях навыков во время коррекционного часа после дневного сна, в регламентированных и нерегламентированных видах деятельности. 4. Формы учёта деятельности учителя-логопеда 4.1. Перечень основной документации учителя-логопеда: • положение о работе группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи; • расписание занятий компенсирующей группы. • циклограмма работы учителя-логопеда. • журнал учета посещаемости детьми учителя-логопеда. • речевая карта ребенка. • списки детей с указанием номера направления (регистрационный номер). • рабочая программа. • годовой план работы учителя-логопеда. • календарный план подгрупповых занятий. • журнал индивидуальной коррекционной работы с детьми. • журнал взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей. • журнал регистрации консультаций с родителями. • годовой отчет об эффективности коррекционной работы. • итоговый отчет диагностики речевого развития. • акт обследования речи детей. • тетради индивидуальных рекомендаций. 5.1.1. Положение о работе группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи разрабатывается ДОУ на основе нормативно-правовых документов; обсуждается и принимается на педагогическом совете; утверждается заведующим ДОУ. 5.1.2. Речевая карта заполняется на каждого обучающегося в ходе всестороннего логопедического обследования в начале учебного года. При повторном обследовании в речевой карте фиксируются итоги работы. 5.1.3. Рабочая программа коррекционно-развивающей работы группы компенсирующей направленности составляется с учетом возраста и структуры речевых нарушений. 5.1.4. Календарный план работы фиксирует дату, тему подгруппового занятия (в соответствии с программой), форма календарного плана выбирается учителем- логопедом. Учителю-логопеду требуется вести журнал посещаемости занятий и учет посещаемости индивидуальных занятий в журнале индивидуальной работы учителя-логопеда с детьми. 5.1.5. Требования, предъявляемые к организации, проведению и содержанию образовательной деятельности: • обеспечение личностно-ориентированного подхода; • использование игровых обучающих ситуаций с различными видами мотивации; • включение специальных коррекционно-развивающих упражнений по развитию высших психических функций; • использование заданий в порядке нарастающей трудности, а также заданий, требующих самостоятельного выполнения; • чередование видов деятельности с целью развития различных анализаторов (слухового, зрительного, тактильного); • создание проблемных ситуаций, способствующих активизации познавательной деятельности; • воспитание нравственно-эстетических чувств; • проведение занятий в различных организационных формах; • включение в занятие обязательных динамических пауз и смены динамических поз. 5.1.6. Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя группы содержит задания учителя-логопеда, рекомендации по их выполнению. 5.1.7. Индивидуальные тетради ребенка оформляются на каждого ребенка группы. В них записываются задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. Учитывая, что ребенок занимается под руководством воспитателей, родителей, учитель-логопед в этой тетради дает методические рекомендации по выполнению предложенных заданий. Учитель-логопед вправе использовать печатные рабочие тетради для индивидуальной работы с детьми. Закрепление произносительных навыков родителями продиктовано необходимостью предупреждения эффекта «кабинетной речи». 5.1.8. Акт обследования речи детей ГБДОУ составляется учителем-логопедом для выявления детей с речевыми нарушениями. 5.1.9. Должностная инструкция учителя-логопеда составляется заведующимДОУ в 2 экземплярах, 1 экземпляр находиться у учителя-логопеда, второй в личном деле сотрудника. 5.1.10. График работы учителя-логопеда составляется в соответствии с учебным планом, утверждается заведующим ДОУ. 4.2. Другая документация. 4.2.1. Консультативная деятельность. Консультативная деятельность - это оказание помощи детям, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам по вопросам развития и воспитания посредством организованных консультаций. Тема консультаций и рекомендации записываются в журнале консультаций учителя-логопеда. 4.2.2. Просветительская, экспертная, организационно-методическая работа: Просветительская работа может проводиться в виде выступления на педагогических советах, методических объединениях, родительских собраниях и т.д. К экспертной работе относится участие в работе ППК, административных совещаниях по принятию каких-либо решений, требующих участия специалиста в разъяснении ситуации. К организационно-методической работе относятся следующие виды деятельности: • анализ и планирование работы; • повышение квалификации; • самообразование; • анализ научно-методической литературы, нормативно-правовых документов; • участие в семинарах, совещаниях, методических объединениях; • оформление кабинета и др. 4.3. Хранение документации: учитель-логопед должен обеспечить надлежащее хранение своей документации. 4.4. Отчёт об эффективности работы учителя-логопеда. Отчёт об эффективности работы учителя-логопеда за учебный год составляется в конце учебного года. 5. Рабочее время учителя-логопеда и воспитателя 5.1. Продолжительность рабочего времени (норма часов работы за ставку заработной платы) учителя-логопеда работающего в ДОУ, установлена в количестве 20 астрономических часов педагогической работы в неделю продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и тарифико- квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника и включает: • преподавательскую деятельность (непосредственно работу с детьми); • экспертную, просветительскую, организационно-методическую работу; • выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических советов; • проведение родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой; • организацию и проведение методической, диагностической, консультационной помощи родителям. Норма часов преподавательской работы включает проводимые занятия независимо от их продолжительности и короткие перерывы между каждым занятием. Между подгрупповыми занятиями перерывы в 10 минут, между индивидуальными занятиями - 5 минут. Это время используется для подготовки к следующему занятию, а также, чтобы отвести детей в группу, взять на занятие других детей. 5.2. Продолжительность подгрупповых занятий составляет 20-25-30 минут, индивидуальных 10-20 минут, в зависимости от особенностей работоспособности детей. 5.3. Циклограмма рабочей недели учителя-логопеда (примерная) Циклограмма - план действий специалиста, сформулированный с позиции повторяемости и периодичности. 6.4.Рабочее время воспитателя группы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы на ставку заработной платы) педагогических работников» оплата труда воспитателя образовательного учреждения, работающего непосредственно в группах с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья производиться из расчёта 25 астрономических часов в неделю. 7.Материально-техническое обеспечение группы компенсирующей направленности 7.1.Логопедические группы и логопедические кабинеты оснащены необходимым оборудованием, учебно-наглядными пособиями, дидактическими материалами, коррекционно-педагогической литературой, учебно-методическими пособиями, игрушками с учетом специфики коррекционной работы. 7.2.Для кабинетов специалистов выделяется специальный кабинет, отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям и оснащен специальным оборудованием, согласно общим требованиям, предъявленным к оборудованию логопедического кабинета. 8.Штаты и руководство группой компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи 8.1На должность учителя-логопеда назначаются лица, имеющие высшее специальное образование. 8.2.Должности учителей-логопедов устанавливаются из расчета одна единица на каждую группу детей с тяжёлым нарушением речи. 8.3.На должности воспитателя группы назначаются лица, имеющие высшее или среднее специальное образование и прошедшие переподготовку на курсах воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с нарушением речи (или на курсах воспитателей логопедических групп). 8.4.Заведующий ДОУ осуществляет систематический контроль и несёт персональную ответственность за правильную организацию в группах образовательной деятельности и проведение всего комплекса мероприятий, направленных на коррекцию отклонений в речевом развитии детей, повышение квалификации педагогов, проводит анализ деятельности в данной группе. 8.5.Учебно-методическое руководство осуществляет старший воспитатель. 8.6.Права и обязанности педагогического и обслуживающего персонала групп определяются правилами внутреннего трудового распорядка и должностными обязанностями.